Под
готическими понимаются стихи не только и не столько насыщенные
кладбищенской романтикой, вампирами, волками-оборотнями, ангелами и
прочими мифическими существами, но, скорее, печально-романтичные,
возвышенно-философские, таинственно-мистические, мрачно-ироничные по
содержанию и обязательно изящные по форме.
По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся "краббы", растительные формы типа бутонов, или каких-то странных наростов, издали действительно напоминающие копошащиеся живые существа. Рядом, как будто из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем. maЯwerk - "чертежная работа") - расчерченные по линейке и циркулю круги, дуги, арки. И вдруг, неожиданно, разрушая ограниченные представления о готическом искусстве, в XIV-XV вв. появляется нежный и пластичный мотив "готических складок"...
Стиль готики складывался в 12-15 вв, постепенно теряя ярко выраженную национальную (французскую, немецкую, английскую) специфику и приобретая единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера в готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.
Конец XVIII и начало XIX века стали рубежом эры политических переворотов и технических перемен, коренным образом изменивших жизнь европейцев. Невиданными доселе темпами шло преобразование промышленности и транспорта. К управлению жизни в Западной Европе, особенно в Англии и Франции, в девятнадцатом веке пришли новые силы.
Приближаясь к Шартру, уже с расстояния километров в тридцать - и на протяжении еще многих часов пешей ходьбы, - замечаешь, как этот город подчиняет себе все окрестное пространство - причем единственно благодаря величественной громаде своего собора, украшенного двумя башнями: Шартр - это город-собор. В Средние века здесь бурлила кипучая жизнь (опять же благодаря собору); и до сих пор Шартр - запечатленный образ того, что некогда представлял собой кафедральный город...
С началом XII века в городах Западной Европы возводятся небывалые храмы. Ни своим внешним видом, ни интерьером они не походят ни на одно из существующих строений. В архитектуре и искусстве Западной Европы на смену так называемому романскому стилю (VI XI века) приходит стиль, получивший название "Готика".
Если в раннем Средневековье женщина учила мужчину хорошим манерам, то в готический период тон уже задавали мужчины, и они определяли нормы поведения. Ироническое и презрительное отношение мужчин к витающим в облаках мечтательным красавицам из предшествующих столетий заставило женщин времен готики прочно встать на землю. Такое положение дел, конечно, отразилось и в моде.
Реймсский собор, один из шедевров французской готики, всемирно известен тем, что здесь совершались церемонии коронации французских монархов. Вождь франков Хлодвиг, короновавшийся в 481 году, стал первым из их числа. Некоторые из его преемников предпочли иные храмы для проведения торжественной церемонии, нос 1179 года собор Богоматери в Реймсе стал единственным местом, где французские монархи получали знаки своей верховной власти.
Основным видом изобразительного искусства в готический период была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы.