Пт, 19.04.2024, 14:07

Приветствую Вас, Гость · RSS

Главная · Регистрация · Вход

Меню сайта
Категории
Готы, кто они? [43]
Описание готической субкультуры.
Без перевода [8]
Статьи с иностранных сайтов...
Оккультизм [16]
Таинства, символы, знаки...
Разное [26]
Мистика, оккультизм, энергетика...
Творчество [57]
Ваше творчество (стихи, интересные мысли, идеи...)
Рассказы [15]
Рассказы о готах, истории, фестивали...
Литература [7]
Готические произведения, книги, издания.
Искусство [23]
Готический стиль в живописи, архитектуре, музыке.
Музыка [30]
Группы, рецензии, интервью, стили.
Пишут СМИ... [19]
Статьи из молодёжных журналов, заблуждения, неправильное трактование, стереотипы...
Религия [8]
Религии мира, культы
Мини-чат
Наш опрос
Ваш возраст
Всего ответов: 1631
Gothic TOP
Группа
Поддержка


Главная » Статьи » Разное

Вампиризм

Итак, с чего начнём? Банальное введение. Сегодня вампиры являются популярными героями множества фентезийных и хоррор игр, книг и фильмов, представление об этих "созданиях тьмы" крайне романтизированно и во многом имеет мало общего с тем, какими их представляли ещё не так давно. Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши - изобретение только Брема Стокера - автора известного всем "Дракулы". До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!)... Но вся тема о вампирах в мифологии и истории слишком обширна, в этой статье я сделаю упор на вампирах в славянской мифологии.


Слева упырь (то, каким его увидели польские разработчики), справа Геральт, герой книг Сапковского и популярной RPG "Ведьмак"

Но что же такое вампир? Кровавая Рейн? Многострадальный Дракула? Анимешный Алукард? Герои Эн Райз? И многие другие - это всего лишь "попсовые бренды", хотя я и не люблю их, но понимаю, что многим нравится... Что ж, давайте отделим суррогат современного развлекательного искусства от настоящих мифов.

Ваампир - слово неизвестного, хотя довольно позднего происхождения, встречающееся в немецком, романских и большинстве славянских языков; но его нет ни в церковно-славянском, ни в средневековой латыни, ни даже в древне- и средненемецком языке. На Запад Европы оно перешло из Германии, куда, в свою очередь, перенято было от славян. По всей вероятности, слово это восточного происхождения и притом заимствовано в то время, когда еще были носовые гласные, так как оно двояко произносится в славянских наречиях: вампир и упырь (вторая форма древнее). В большинстве случаев эти два слова имеют одно значение: именно они обозначают вставшего из могилы мертвеца, который высасывает кровь у спящих людей. По народному поверию, если какой-нибудь человек стал упырем и ходит ночью по земле, то надо вырыть его тело снова из земли, отрезать голову, положить ее между ногами и пронзить сердце осиновым колом. Тогда мертвец перестает быть упырем... и т.д. (с) Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вампиры в сознании средневекового человека.

Напомню о событиях царивших в средневековой Европе: после 476 года по Р.Х. - официальной даты падения Великой Римской империи в Европе наступил период ознаменовавший конец античности, названый "Тёмным средневековьем", вкратце - это эпоха продолжения Великого переселения народов, эпоха становления нового сознания, времена бесчисленных войн и переделов территорий, времена невежества, пора становления феодального строя, религиозных потрясений и страшных эпидемий. Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для многих крестьян, целиком зависящих от урожаев со своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь (особенно в известной Трансильвании), с быстротой курьерского поезда распространялись по округе и опустошали целые города и провинции. Эти страшные события еще больше усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.

Беспомощные перед лицом эпидемий, жители закапывали покойников немедленно после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Позднее грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапывали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто безуспешно пытался выбраться из могильного плена... Зная уровень образования людей того времени, нетрудно предположить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. И конечно же приходили к выводу, что обнаружен очередной вампир. А уж если гроб открывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало признаки жизни, все показГраф Дракулаатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, клал конец мучениям несчастного.

Греческая ортодоксальная церковь распространяла поверье, что тело того, кто отлучен от церкви, не разлагается после смерти до тех пор, пока ему не будет даровано отпущение грехов (в противовес римской католической церкви, чья доктрина утверждала, что не подвержены гниению только освященные тела). Вера греков в вампиров - их называли вриколкас - была так сильна, что в XIX веке тела усопших выкапывали через три года, чтобы удостовериться, что они обратились в прах. Греки верили, что вриколкас на самом деле - не духи умерших, а дьявольские духи, поселяющиеся в теле, когда душа отлетает от него. Традиционная вера в вриколкас настолько сильна, в частности, на острове Санторин, где вулканическая пыль сохраняет тела не тронутыми тлением, что у греков возникла даже поговорка "послать вампира на Санторин." Древние греки хоронили покойников с оболом (греческая монета) во рту. Она не позволяла будто бы войти через рот злым духам. А в XIX веке греки сходным образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляя к устам умершего восковой крест.

Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца - специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались риску превратиться в стригоев, то есть в вампиров. Финны, например, связывали руки и ноги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле. И множество других поверий у народов Европы... В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгуммировали многие трупы и обследовали их на предмет принадлежности покойников к вампирам - по тому, насколько они разложились. Независимо от метода обнаружения, средства уничтожения вампиров были весьма разнообразными и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание, а то и сочетание всех трех способов.

Трансильвания - земля, где то и дело шли кровопролитные бои и знать строила мрачные замки на пологих склонах Карпат, - всегда считалась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горы населяли глубоко религиозные крестьяне, которые свято верили, что душа может отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру аки птица или любое другое животное. Среди населения Трансильвании четко выделяются четыре народности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севере. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предгорьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота... Карпаты вообще часто представляются центром всего европейского зла, не в политическом смысле, разумеется)) Сама атмосфера тех мест казалось бы рождает мрачные легенды о нежити, неупокоеных душах и многом другом... Как знать, как знать. Но я более чем уверен, что трудно было бы найти в средневековой Европе человека, который не крестился бы стоило с ним заговорить о том, что же скрывается под тёмным покровом Карпатских гор.

Тот самый Дракула.
Настоящий Дракула родился в 1430 или 1431 году в старом Трансильванском городке Сигишоара и быт вторым сыном Влада II князя Валахии. Унаследовав власть отца, он стал Владом III, хотя больше был известен как Влад Цепеш, то есть Сажатель-на-Колья. Отца его звали Дракул, "ДЬЯВОЛ" может, от того, что он был неустрашимым бойцом или же из-за того - и это вернее всего, - что являлся членом католической секты Орден дракона, а в тех областях дракон был синонимом дьявола. Во всяком случае, Влад III нарек себя Дракулой, сыном Дракула.

Сам по себе он был храбрым воином, но подчас трудно было понять, чью сторону он занимал в той или иной схватке между восточными и западными государствами, церквями и культурами, смешавшимися в его стране. То он склонялся к туркам, то к венграм, от римской католической церкви переходил к ортодоксальной, воевал под знаменами ислама на стороне османов. В политическом хаосе той эпохи он никогда твердо не стоял на ногах. Трижды терял и вновь приобретал Валахию - часть Южной Румынии, включающую и области Трансильвании.

Впервые он оказался на валахском троне в 1448 году, на. Который его посадили турки, после того как отец и старший брат пали от рук венгерских шпионов. Напуганный турками, которые одно время покровительствовали ему, он бежал, но вернулся на трон в 1456 году, уже при поддержке венгров. Следующие шесть лет его правления отмечены жестокостями. В те времена пытки и убийства политических противников были обычным делом - XIV-XV века остались в истории как столетия неслыханных зверств и преступлений. Но Влад, ставший впоследствии примером для Ивана Грозного (не в прямом смысле, разумеется), превзошел все зверства даже тех лет. Число его жертв не поддается счету. По одной из легенд, он заманил в засаду отряд турок, с которыми должен был провести мирные переговоры. Он пригласил их в город Тирговиште, содрал одежду, посадил на колья и сжег живьем.


Влад Дракула Цепиш

Вампиры в славянской мифологии.
Происхождение славянского вампира. Ян Л. Перковски, который провел самое тщательное изучение славянского вампиризма, пришел к выводу, что это явление возникло на Балканах. Начиная предположительно с IX века, истории о вампирах возникли как результат противостояния промеж дохристианским язычеством и христианством. Богомильство и дуалистическая религия, своими корнями уходящая в Иран, возникли в Македонии в Х веке и добавили еще один элемент в развитие этой концепции. В конце концов христианство одержало победу над другими религиями, идеями богомилов и язычников, включая веру в вампиров, которая выжила лишь в виде элементов популярной демонологии. Когда концепция вампира развилась в славянской мифологии, возникло несколько терминов, чтобы обозначить ее.

Наиболее широко использовались обилие вариантов первого славянского термина, который лежал в основе нашего современного слова "вампир", который, кажется, развился из общей формы обыри, или обири. Каждая языковая группа имела родственную форму: от более старого коренного слова упирина (сербохорватский), упирби (украинский), упырь (белорусский, русский, чешский, словацкий), упиор (польский), вупьи (кашубский), лампир (боснийский) и упырь (болгарский, а также випир, вепирь или вапир). Существует обилие мнений о происхождении коренного термина опири. Это нерешенная проблема, поскольку ранняя история славянских племен утрачена.

Второй знаменитый термин, особенно среди греков и южных с славян, - это вриколакос (который, как и упырь, обладает около форм в различных славянских языках). Этот термин, кажется, произошел от старого сербского сложного слова вилки плюс длака, обозначающего того, кто ходит в волчьих шкурах. Перковски доказывает, что этот термин обозначал того, кто надевал волчью шкуру во время исполнения ритуала. К XIII веку, когда это слово впервые появилось в письменном тексте, раннее значение было опущено, и вликодласи относилось к мифологическому монстру, который гонял облака и ел солнце и луну (вызывая затмения). Еще позже, к XVI веку, он стал относиться к вампирам и в таком виде перешел в греческую и румынскую культуры. Более ветхий южнославянский термин появляется нынче как вриколакис (греческий), вирколак (румынский), вриколак (македонский и болгарский) и вуколак (сербохорватский, иногда укорачивается до кудлак). Из-за коренного значения этого термина вукодлак стал частью дискуссии об отношении оборотней к вампирам.

Три других слова были очень важны в литературе как определения вампира. Стршои (женщина - стригоаика) - популярное румынское слово для обозначения ведьмы. Гарри Сснн творец книги - "Оборотень и вампиры в Румынии" обнаружил такой вариант как стригои март (мертвая колдунья, в качестве общего термина для вампира. Стригои произошло от латинского стрикс (кричащая сова), которое также относилось к обозначению ночного демона, который нападал на детей. Русские: в основном заменили слово упырь - их старославянский термин для вампира на еретик - греческое церковное слово для обозначения тех, кто отступил от истинной веры. Въесчи (в другом написании как вьезщи или вьесчей) - этот термин применяется кашубами в северной Польше.

Славянский упырь. Упырь нашел свое место в мировоззрении народов Восточной и Центральной Европы. Он был связан со смертью и был существом, которого надобно было уклоняться. Однако он не был универсальным символом зла, каким он станет в западной европейской литературе XIX века. В ненаучной атмосфере деревенской жизни ролью вампира было - объяснить различные формы непредсказуемого и незаслуженного зла, которое обрушивалось на людей.

Славянский упырь значительно отличался от популярного образа, который возник в романах и кино XX века. Первое, он и основном появлялся без какого-то ранее имевшего места контакта с другим вампиром. Упырь был продуктом какой-то неправильности в жизни сообщества. наиболее нередко проблемой, связанной с процессом либо смерти и погребения, либо рождения. Люди, которые погибали насильственной смертью, которая не давала им нормально завершить свой жизненный маршрут, могли стать вампирами. Таким образом, люди, совершившие самоубийство или умершие в результате несчастного случая, могли тоже стать вампирами. Большинство славянских культур имело точный комплект ритуальных действий, которым необходимо было следовать потом смерти человека и даже в течение нескольких дней потом погребения тела. В сообществе, где церковь была неотъемлемой частью социального уклада, отступление от церкви было поступком великий значимости, и смерть в состоянии отлучения от церкви рассматривалась как причина вампиризма.

Вампиризм мог также возникнуть из проблем, связанных с рождением. Положим, большинство славянских сообществ имело определенные дни года, когда половая жизнь не приветствовалась. Дети, зачатые родителями, нарушившими это табу, могли стать вампирами. Болгары верили, что ребенок, который умер до крещения, может стать устрелем - вампиром, который будет атаковать коров и овец и пить их кровь. Среди кашубов, ребенок, родившийся с зубами или мембранным чепчиком на голове, мог стать вампиром после смерти.

Таким образом, славянское сообщество предлагало обилие причин для возникновения вампиров. Разумеется, отчасти ужас, который испытывали к вампирам, обуславливался возможностью передачи этого состояния другим. Упырь был склонен нападать на свою семью, соседей, друзей и людей, с которыми у него остались незавершенные дела. Те, на кого он нападал, также могли стать вампирами. Вера в то, что доля членов сообщества могла одновременно стать вампирами, обеспечивала волну вампирической истерии, которая имела место в славянских общинах. Хотя, славянская культура предполагает и мощный противовес, это ведьмачество, светлое и тёмное. Ведьмаки ходили по краю миров Навь и Явь. Они защищали смертных от нежити и прочих существ мешающих жить. Ведьмачество - это отдельная интересная тема славянской мифологии.

Хотя было обилие причин, по которым упырь обязан был появиться в народных верованиях, но существование одной стало очевидным. Обычно необъяснимая смерть овец или крупного скота приписывалась вампирам. Странные происшествия такого рода обычно изучались парапсихологами, и предполагалось пребывание вампира. С историями о вампирах объединяли и сообщения о полтергейсте или явление призрака недавно умершего его родственнику или другу, внезапные болезни или смерть человека, в особенности родственника или друга, вскоре потом смерти того, кто, как предполагалось, станет вампиром. Вампиров также, как уже писалось выше, связывали с эпидемиями.

Когда предположение о том, что сообщество подвергается нападению вампира, было серьезно принято несколькими жителями, возникала необходимость выявить вампира. Наиболее вероятным кандидатом было лицо, которое недавно умерло, особенно в течение предыдущих 40 дней. (Промеж смертью Иисуса и вознесением прошло 40 дней) Тело подозреваемого вампира могло быть выкопано и обследовано на наличие характерных признаков. Считалось, что тело вампира будет как у живого и на нем будут знаки продолжающегося роста и изменений. У него будут гибкие конечности, а изо рта или других отверстий на теле будет течь кровь. Он может быть раздутым, как барабан, наполненный кровью. Волосы могут продолжать расти, и могут появиться новые ногти.

Однако кроме сообщений о современных вампирах, значительная доля фольклора, относящегося к неопределенному времени в прошлом, имела хождение в славянских странах. Наподобие басен Эзопа, эти истории функционировали как рассказы о морали с целью обучения членов сообщества нормам поведения. Среди наиболее известных была одна скачка, озаглавленная просто "Вампира", которая была записана Афанасьевым в России в XIX веке. Она рассказывала о молодой девушке но имени Маруся, которой вскружил голову молодой человек, прибывший в город, где она жила. Он был богатый, прекрасный, имел хорошие манеры, но он был вампиром. Даже потом того, как она распознала его природу, она ничего нс делала, и в результате умерло несколько человек из ее семьи. В итоге она узнала от бабушки, что надобно делать. Эта история предлагала слушателям руководство к действию. Положим, она учила, что мудрость следует отыскивать у старших и что молодые люди должны беречься привлекательных незнакомцев, так как они могут оказаться источниками зла. Другие истории предлагали какие-то иные советы, какую-то мораль...

Научный поход

Существующие болезни как потенциальный источник легенды о вампирах
Феномен вампиризма может иметь своим источником несколько заболеваний. Начнем того, что, раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти - а как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.

Наиболее известной болезнью, связываемой с вампирами, является порфирия. Это - редкая (известно всего лишь 60 случаев подобного заболевания) наследственная болезнь, жертва которой не может произвести сама красные кровяные тельца. Даже в настоящее время это редчайшее заболевание, поражающее в среднем одного человека на сто тысяч, с трудом поддается лечению: химиотерапия и частые переливания крови не всем по карману. При этом страшном генетическом заболевании в крови и тканях человеческого организма нарушается пигментный обмен, а под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения начинается частичный распад гемоглобина. Одновременно его небелковая часть - гем - превращается в токсичное вещество, которое разъедает подкожные ткани. По мере развития жуткого недуга кожа больного начинает приобретать коричневый оттенок, становиться все тоньше и при длительном пребывании на солнечном свете лопается и начинает гнить, издавая тошнотворный запах. В процессе болезни деформируются сухожилия, что приводит к самопроизвольному скручиванию конечностей и пальцев. В тяжелой форме заболевание сопровождается жесточайшими болями и изменениями в психике: пораженный человек начинает есть сырое мясо, высасывая из него кровь, которая требуется больному организму для уменьшения болей и восстановления кровяного баланса.

Канадский биохимик Д. Дольфин считает вампиризм следствием такого генетического сбоя, так как одна из форм порфирии приводит к появлению еще больших "вампироподобных" симптомов: заостренных зубов (ужесточение кожи вокруг губ и десен делало резцы более выдающимися) и чрезмерной волосатости. Причина возникновения этой болезни до сих пор изучена недостаточно, но в большинстве случаев она возникает в результате инцеста, а иначе говоря, кровосмешения между близкими родственниками. Этим и объясняется столь широкое распространение заболевания в горных районах Трансильвании, населенных людьми со специфическим жизненным укладом.

Однако порфирия слишком редка чтобы отталкиваться только от нее. Начнем с каталепсии и кататонии, при которой дыхание, пульс, и другие функции организма снижены до такой степени, что на первый взгляд, кажется что человек умер. Учитывая то, что перед лицом эпидемий покойников закапывали немедленно после смерти, лица, страдающие от каталепсии, могли быть объявлены мертвыми и похоронены. Нетрудно предположить, какой ужас охватывал людей того времени, когда затем, вскрывая могилу, они видели кровь под ногтями или во рту трупа, разинутом в последнем крике. А если гроб открывали, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо. Не забудем и анемию, признаки которой которой включают бледность, слабость, усталый вид и проблемы с пищеварением - общество легко верило в то, что эти симптомы являются следствием посещения вампира, а не болезни.

Многие вещи связанные с вампиром соотносятся с симптоматикой чумы - из-за высокой температуры больной большую часть времени лежит пластом не сильно отличаясь от трупа , а способность передвигаться происходит только при уменьшении температуры тела, которая обычно происходит ночью. В состоянии горячки ,больной часто царапается и кусается- при этом укус больного чумой особенно лёгочной формы влечёт за собой заражение. Добавим к этому уродства вызванные воспалением лимфатических узлов, и мы получим нечто похожее на носферату. Тем более, что пики вспышек вампирской истерии пришлись как раз на пики эпидемий чумы.

Легенду о вампирах можно объяснить и болезнью бешенства, как это сделал один из испанских неврологов Хуан Гомес Алонсо после изучения антропологических данных и старинных медицинских рукописей. Так, приблизительно 25% страдающих бешенством кусают других людей, многие из них не выносят зеркал и сильно пахнущих веществ. Вампиры, как известно, не выносят дневного света, и страдающие бешенством также нередко бродят по ночам. Вампиры имеют ненормальную тягу к представителям противоположного пола, а бешеные из-за поражения болезнью мозговых центров, контролирующих эмоции и поведение, имеют повышенную сексуальную активность. Изо рта людей, умерших от бешенства, кровь может идти еще долго после смерти. А если закопать тело в холодном и влажном месте, то оно может сохраниться в хорошем состоянии еще на протяжении многих месяцев или даже лет.

Категория: Разное | Добавил: Nightwitcher (15.07.2009)
Просмотров: 6483 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 1
1 Lena_AL  
0
Пару дней назад как раз-таки с подругой завела разговор на тему вампиров. Такая мысль возникла, что возможно, вампир изначально не был мертвецом, а живой человек, который просто любил попить кровушки себе подобных, в итоге получил такое название. Потому как, я не верю в возможность востания из могилы мертвого человека.
Quote
... Эти страшные события еще больше усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.

таким образом, было проще определить причину того или иного свершившегося несчастья.
Научные обоснования мне более по душе.
Спасибо за статью, очень интересная!! happy

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Афиша
26/08 | 19:00 | BAT INVASION @ HXGN | enter:free СПБ
Статистика

проверить сайт
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новые материалы
Галерея:
[13.12.2022] [Gothic Girls]

Видео:
[23.08.2017] [Документальное]

Статьи:
Законы Тьмы.
[21.01.2019] [Оккультизм]

Форум:
Я здесь...
[31.03.2023]

Файлы:
Gothic Love. История о признающих только черный цвет
[25.08.2017]
Друзья сайта
Поиск



Поддержка: