Канд. философских наук В.Т. Жежерун, Н.В. Замятина Международный Славянский университет. Харьков Рецензенты: д-р философских наук ХГАВК Л.М.Газнюк, канд. философских наук А.Н.Варго Статья посвящена основным проблемам поиска механизма трансформации готического искусства (в его классическом варианте) в явления массовой культуры и субкультуры в конце прошлого и начале текущего XXI столетия. Такой подход формирует целостное мышление о процессах развития культурных явлений со времён эпохи Средневековья до настоящего времени. Ключевые слова: готическое искусство, доверие, субкультура, панк, декаданс, романтика имидж. Стаття присвячена головним проблемам пошуку механізму трансформації готичного мистецтва (в його класичном варіанті) у явища масової культури та субкультури в кінці минулого та на початку XXI століття. Такий підхід формує цілісне мислення про процеси розвитку культурних явищ з часів епохи Середньовіччя до теперішнього часу. Ключові слова: готичне мистецтво, довіра, субкультура, панк, декаданс, романтика, імідж. Актуальность данной проблемы определяется рядом социальных и культурных факторов, поскольку в последние десятилетия происходят процессы интенсивного научного поиска механизмов трансформации культурных явлений прошлых эпох в молодёжную субкультуру, которая изменила образ жизни, мировоззрение, музыку, внешность приверженцев столь эклектичного искусства. Для современной науки становится всё более характерным изучение человека, как субъекта и творца истории, ориентация гуманитарных исследований на изучение предметно-материальной и духовной деятельности больших масс людей и отдельных молодёжных групп под влиянием определённого художественного стиля. В научном поиске рассматривается степень доверия индивида средневековья к реальности, составляющей почву «жизненного мира» его бытия, и недоверия молодёжи к современной социальной среде, уход её в «сухой остаток» субкультуры. Как социокультурная тема данная проблема занимает особое место в трудах социологов и культурологов, которые инициируют воспроизведение и реконструкцию прошлого и его влияние на современность. Исследуя вопросы взаимосвязи оснований культуры прошлых столетий и разнообразие культурных проявлений в молодёжной среде на рубеже XX-XXI веков, вновь приходится обращаться к трудам знаменитых предшественников М.М. Бахтину, П.А. Флоренскому, Л.П. Карсавину и многим другим. Особое внимание при написании статьи было уделено трудам историков и культурологов ХХ ст.: М. Блоку, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффу, Р. Мандру, Л. Уайту. Определённый вклад в характеристику современной культуры, которая расценивается как «мозаичная», «бездомная», «культура конца истории», внесли М. Бубер, Ж. Бодрийяр, Ф. Фукуяма. По их мнению, происходит дестабилизация смыслового пространства культуры, утрачиваются ценностные ориентиры; господствующим становится ситуация недоверия социуму, при этом культуротворческий потенциал человека оказывается невостребованным, даже если он обладает творческой смыслосозидающей энергией, обращённой диалогически в прошлое (М.М. Бахтин). Определенное влияние на раскрытие исследуемого явления оказали такие русские и отечественный философы и социологи как В.И. Гараджа, Л.Н. Митрохин (философия европейской религии), Я.Э. Голосовкер (детство христианства), А.А Гусейнов (мораль и её историческая эволюция), В.П. Гайденко (раннесредневековая концепция человека), А.Г. Сафронов (психология адаптации к новым социальным условиям). Изучение данного комплекса проблем преследует следующие цели: - исследование исторических особенностей художественного готического стиля и его влияния на формирование доверия общества в эпоху Средневековья к Богу, к Абсолютной личности; - анализ влияния готического стиля на создание определённого культурного пространства в стандартизированном мире массовой культуры – своеобразной субкультуры, носителям которой являются так называемые «готы». Готика – как молодёжная субкультура предпочитает самовыражение в недоверии обществу, его эскапизму и культивировании оппозиционных настроений к нему. Период, получивший в истории искусства Европы название готического, связан с рядом факторов. Важнейшими из них были: - демографический «взрыв», когда численность христиан увеличилась приблизительно с 27 млн. человек в 700 г. до 42 млн. человек в 1000 г. и до 70 млн. человек в 1300 г.; - экономический подъём, связанный с появлением нового типа городов, которые существенно отличались от античных; их специфика нашла своё отражение в прогрессе ремесла, в развитии зачатков промышленности, особенно текстильного производства, создание машинной техники (мельниц); - интеллектуальный расцвет – появление нецерковных школ и университетов; - небывалый «строительный бум» (интенсивное строительство светских и религиозных архитектурных сооружений в готическом стиле в XII-XIV веках). Исследуя готический стиль, необходимо выделить его первооснову, тот компонент, который может претендовать на роль культурно-эстетической универсалии и одновременно служит рабочим инструментом сравнительного анализа доверительных/недоверительных отношений в эпоху средневековья и, соответственно, в современных условиях. На наш взгляд, для роли такого индикатора социокультурных процессов более всего подходит понятие художественного стиля, в нашем случае готика, которая, перешагнув через века, сформировала мысли, чувства, формы выражения сознания в новой современной социальной среде. Концепция прочтения культуры через стиль принадлежит Освальду Шпенглеру, который отметил, что «стиль есть судьба» [1, с. 278]. В искусствознании стиль традиционно трактуется как атрибут деятельности, как знак культуры, который выполняет интегративную функцию построения культурной общности на основе доверия к Богу или недоверия обществу. В таком контексте человеческая солидарность большой массы людей или немногочисленных представителей субкультуры обретают право на существование в качестве объекта философской рефлексии: «стиль поведения прихожан эпохи Средневековья» и «стиль жизни молодёжных групп» XX-XXI столетия. В таком случае, предложенный понятийный аппарат становится работающей категорией для анализа социокультурной среды прошлых веков и современности. Будучи выражением религиозного мышления, средневековая культура наиболее ярко себя представила в готическом стиле и, в частности, в его архитектурном проявлении. Готическая архитектура, как и многие предшествующие архитектурные сооружения, выполненные в иных стилях, спасали людей от кризисных явлений двоякого характера: от «потрясений» в окружающей среде (наводнения, бури, грозы, эпидемии и другие бедствия) и от социальных (войны, крушения царств, народные смуты и т.д.). Это своего рода «готическая архитектурная соборность», которая проявлялась в тонких и сокровенных мистико-аскетических практиках, она же развила доверие к Богу, особенно в период антропологических кризисов. Энергийное соединение с Богом происходило как бы в вышине храма, благодаря духовному восхождению ступенями готической архитектуры. В глазах средневекового, глубоко религиозного человека, вера в Бога (именно в готическом храме) затрагивала какие-то сокровенные интимные, сугубо индивидуальные переживания. Для него религия была не просто совокупностью отдельных элементов, не поддающихся рациональному обобщению; это было, прежде всего, личное внутреннее переживание и глубокое доверие к Богу, в котором эти элементы только и обретают свой специфически «религиозный» (то есть со светским не совпадающий) смысл. Доверие к Богу в готическом храме принималось христианином не столько разумом, сколько сердцем. Этому способствовала художественная сила, красота и богатство пространственных форм и ритмов готической архитектуры. Когда верующий вступал в центральный неф и терялся среди огромной толпы молящихся, грандиозный взлет вверх могучих сводов захватывал его воображение, утверждал и поднимал его на высшую эмоциональную ступень доверия к Богу. Такое доверие не было свободно от опьянения мистическим экстазом и эстетическими переживаниями людей. В истории архитектуры вряд ли найдется такой художественный стиль, который бы так привлекал своей внешней и внутренней красотой, как это было присуще готике. Стройные, остроконечные колокольни легко вонзались в ясное небо, как бы прокладывая дорогу к Богу. Прихожан зачаровывала красота цветных витражей, ожерелье из арабесок и статуэток, металлические помпоны, медальоны, завитки, ободки, драпировки, гирлянды бахромы, каменные «языки пламени», бронзовые облака, амуры и херувимы – все это обилие общинных, гражданских и религиозных символов создавало ауру «соборности», перерастающую в готическое мышление: растворение душевных порывов в высотах безмерного и безграничного [2, с. 108, 109]. С архитектурными ритмами продумано связаны пропорции, позы, движения статуй. Путешествуя по Франции Тобайас Джордж Смолет отмечал, что в готических храмах все поражает: «одежды фигур причудливы…» в них все трепещет, сами персонажи с одной стороны заставляют задумываться о бренности земной жизни, а с другой в них зарождается интерес к человеческому характеру и внутреннему миру человека. Композиционно фигуры располагались таким образом, что жест, поза скульптуры, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой отражали зримый отзвук доверительных порывов человеческой души к Богу [3, с. 204]. Одновременно со скульптурами, статуями, рельефами, оконными витражами церковные служители, как опытные фасилитаторы1, создавали во время богослужения психологически безопасное окружение, определенную ауру доверия, пространство, в котором каждый прихожанин эмоционально сопереживал со Всевышним и с окружающими доверительные отношения [4, с. 65]. Рождению такого чувства способствовали незримое чудо человеческой солидарности, невидимый инстинкт всеобщей взаимосвязи, побуждающие человека некоторые минуты возвышаться над обыденностью и полностью довериться чему-то неземному, потустороннему. Готический храм, синтезируя в единое целое музыку, живопись, скульптуру, литургию, архитектуру, проявлял тот художественный стиль, в котором вскрывается бессознательная склонность человеческой души к установлению доверительности с микро- и макрокосмосом, с окружающей реальностью и с главным, Священным, таинственным и неведомым. Такой переизбыток выразительности доверительных чувств человека за многие века значительно утратил свою остроту и «готический стиль» в новых, современных условиях трансформировался в новое «символически-массовое искусство». Фактически дух готики совершил свой переход от основного принципа «доверия» к принципу «недоверия» и оппозиционности к социуму. Когда Ницше в первый раз написал свое слово о «переоценке всех ценностей», духовное движение готического стиля в конце прошлого и начале текущего столетия приобрело другую форму. Переоценка всех ценностей - таков внутренний характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что переделывает все формы предшествующей культуры, иначе понимает их, иначе использует [1, с. 466]. Для большинства молодых людей в Европе уже четверть века (в Украине – последние несколько лет) слово «готика» приобрело неожиданный смысл своеобразной молодежной субкультуры, так называемых «готов». Субкультурой готов называют «различные формы духовного и социального творчества, выступающие как оппозиция и альтернатива по отношению к доминирующей в обществе культуре». Иными словами, в ее основе лежит протест перманентного характера и недоверие социальным, идеологическим и онтологическим принципам господствующей культуры. Современная готика как явление молодежной культуры является логическим продолжением панкизма, который в конце 90-х годов ХХ ст. постепенно приходит в упадок. Благодаря активной рекламной раскрутке СМИ, движение «готов», «готики», привлекло в свои ряды многих сторонников [5, с. 156]. Готика – это чрезвычайно сложное культурное явление, главным императивом которого изначально было противостояние властным структурам, воплощенным в государстве и его организациях; с точки зрения приверженцев готического стиля, они призваны разрушить мощное современное общество. Готические музыкальные группы пытаются предстать с одной стороны как утонченные, таинственные, мрачные и загадочные объединения молодежной субкультуры, с другой – как люди с прекрасным внутренним содержанием и состоянием, для которых характерно созерцание прекрасного, возвышенного, но окрашенного мрачным пафосом скорби, отрешенности и недоверчивостью к обществу. Готические музыкальные композиции в сочетании с текстами, которые «рождаются» молодыми людьми для себя, для познания своей индивидуальной сущности, ощущения эмоциональной боли и бессознательного протеста против действительности оживляют в памяти образцы готических соборов. Массивность, мрачность внешней и внутренней атрибутики готических храмов проявляется у современных готов в одежде – тотально черного цвета, в «готических ирокезах» насыщенного черного цвета, чего некоторые готы добиваются с помощью гуталина: «ирокез у истинного гота должен раздвоиться, растроиться, расчетвериться, вызывая ассоциацию с рогами дьявола, крыльями ворона или летучей мыши». Черный цвет для готов – защита (по их мнению) от «тотально серой однообразной жизни», своеобразный протест против общественной усредненности, стереотипов и представлений, прививаемых официальной культурой всему населению. Своими музыкальными произведениями, готы нагнетают атмосферу социальной безысходности, духовной бесперспективности, что обуславливает, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не находят своего выражения в жизни простых людей. По их мнению, в обыденной жизни люди скрывают темные, мрачные стороны своего бытия (недовольство политикой, недоверие властям, возмущение и бессилие воздействовать на поток низкопробной «культурной» продукции СМИ). Готы считают, что на эти стороны действительности не стоит закрывать глаза; они - составляющие жизни и их необходимо признавать и выставлять напоказ. Контр культурная сердцевина готов усиливается еще и особой символической эмблематикой: шиповатые браслеты и ошейники, гробики, черепа, летучие мыши, восьмиконечные звезды как символы хаоса и др. Все эти украшения субкультуры готов имеют своей целью противостояние капиталистическому обществу потребления, транснациональным корпорациям, мировому терроризму, перекраиванию карты мира, постоянным «локальным войнам», экономической политике ведущих государств. Подобные настроения в молодежной среде, как правило, возникают в преддверии каки - либо социальных потрясений (войны, революций) или перехода общества к новой ступени своего развития. Таким образом, можно сделать следующий вывод из предложенного материала. В связи с изменением социально-культурной ситуации в Украине, появилась возможность исследовать явления культуры, которые ранее находились за пределами отечественной науки. Готический стиль рассматривался в историческом плане и не связывался с современной молодежной субкультурой. Следовательно, перед социологами, политологами, исследователями еще стоят многие нерешенные проблемы, связанные с анализом норм и ценностей определенного молодежного сообщества. На наш взгляд, первоначальная задача исследователя, занимающегося «готическим стилем» - определить его место в системе таких понятий, как «господствующая (доминирующая) культура», «массовая культура», «субкультура» и «контркультура». ЛИТЕРАТУРА 1. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О.Шпенглер – Новосибирск ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 592с.- 20000 экз.- ISBN 5-02-029879-4. 2. Гюго, В. Собор Парижской Богоматери. Собр. Соч. в 10 томах. Т.3.[Текст] / В.Гюго.- М.:Правда, 1972 – 511с.- 375000 экз. 3. Смолет, Тобайас Джордж Путешествие по Франции и Италии [Текст]: фрагмент книги // Иностранная литература.- 2007.- №12.- 7250 экз.- ISSN 0130 – 6545. 4. Роджерс, Н. Фасилитация творчества [Текст] / Н.Роджерс // Вопросы психологии.- 2007.- №6.- С. 64-73.- 4200 экз.- ISSN 0042. 5. Левикова, С.И. О готах, готике и большом российском обществе [Текст] / С.И.Левикова // Общественные науки и современность.- 2006.- №4.- С. 155-165.- 1405 экз.- ISSN 0869 – 0499.
Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/2008-01/08gvtymy.htm |