Великобритания дала миру, пожалуй, наибольшее количество современных музыкальных стилей и направлений, среди них находится и готика. Готическая музыка нашего времени ведёт своё происхождение из панк-рока (кстати, тоже английского изобретения), для которого характерна агрессия и антисоциальная направленность. Готика, зародившаяся на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия, обильно впитала в себя эти настроения, прибавив к ним изрядную долю мрачного мистицизма. Мистицизм, впрочем, распространился в этой среде позднее, получив наибольшее развитие уже в девяностые; готы ранних восьмидесятых больше ориентировались на социальные проблемы, которые они предпочитали эстетизировать в своём творчестве. Многие звёзды того времени довольно быстро закончили свою карьеру: их музыка в короткий срок потеряла актуальность для слушателя, а шокирующий имидж на поверку оказался лишь очередным образчиком стадности. Среди целого сонма мрачных групп той эпохи лишь немногие смогли вписать свои имена в историю музыки, приобретя статус интересного и самобытного культурного достояния.
The Sisters Of Mercy (Сёстры милосердия) образовались в английском городе Лидс в 1980 году. Строго говоря, Sisters Of Mercy не может до конца считаться полноценной группой, - одной из основных проблем данных исполнителей всегда было отсутствие стабильности в составе, который претерпевал радикальные изменения иногда по несколько раз за год. По сути, Sisters of Mercy своим существованием целиком обязаны одному человеку – певцу, поэту и композитору Энди Элдритчу (наст. имя – Эндрю Тэйлор, р. 1959 г.).
К концу семидесятых в среде неформальной молодёжи Лидса наметился бескомпромиссный раскол по признаку политических убеждений. Панки и анархически настроенные деятели сходных течений представляли левый фланг, скинхэды и сочувствующие им находились на правом крыле. Местом собраний панков и леваков был F club, на маленькой сцене которого выступали многие приезжие группы. Именно здесь местный постпанковский юноша Гэри Маркс познакомился с Энди Элдритчем, приехавшим в Лидс для того, чтобы изучать китайский в местном университете. Элдритч снимал жильё над аптекой, и однажды он нашёл на чердаке старую барабанную установку. «Я до сих пор не умею играть на барабанах, - признавался позднее Элдритч, - но я был единственным барабанщиком в городе, на которого я мог рассчитывать, не ожидая никаких сложностей».
Элдритч и Маркс быстро сошлись на фоне любви к The Stooges, Motorhead и The Velvet Underground. Процесс создания группы, - а эта идея появилась с невероятной быстротой, - тоже проходил в традициях панк-рока: из всего оборудования у ребят имелась одна гитара и старый усилитель, что, впрочем, не помешало им собственными силами записать сингл под названием “To Hear Ourselves On The Radio». Это был первый продукт, вышедший под вывеской Sisters Of Mercy. О природе названия собственной группы Элдритч сказал следующее: «Название красиво и иронично. Оно означает нечто среднее между монахинями и проститутками, что является весьма подходящей метафорой для рок-группы. Здесь представлены все эти псевдорелигиозные дела и ритуальный пафос с одной стороны, и проституция – с другой».
“To Hear Ourselves On The Radio” вышел тиражом в тысячу экземпляров, «некоторые из них были проданы», как позднее сказал об этом Элдритч. Изначальная мечта новоиспечённых музыкантов сбылась – они действительно смогли услышать самих себя по местному радио. Говоря о первом релизе своей группы, Элдритч замечает: «Даже теперь это очень трудно достать, но ещё труднее это слушать! Сейчас эти записи стоят сотни фунтов, и всё равно это дерьмо».
В следующем, 1981 году ребята решают заняться музыкальной деятельностью уже всерьёз. Музыканты, наконец, распределяют обязанности – Элдритч берёт на себя вокал, Маркс сосредотачивается на гитаре, в группу рекрутируется басист Крэйг Адамс. Тогда же Sisters Of Mercy приобретают драм-машину, которую назвали Доктор Эвеланш (Лавина). Решив должным образом заявить о себе, Sisters Of Mercy начинают вести активную концертную деятельность. «У нас не было денег и оборудования, - вспоминает Элдритч, - практически всё было подчинено желанию сыграть следующий концерт громче, чем предыдущий… В отдельные вечера даже можно было услышать песни!»
По мнению лидера «Сестёр милосердия», минимализм первых живых выступлений его группы был весьма полезен для её дальнейшего развития. «Мы использовали много дыма, совсем мало света, просто создавая пространство, в котором вы могли потерять (или, что более вероятно, найти) себя в средоточие цвета и шума. Звучит примитивно, но никто из тех, кто действительно хотел стать звездой рок-н-ролла, не мог добиться ничего подобного». Тогда же начинается постепенный процесс превращения Sisters Of Mercy из любительского андеграундного акта, в котором отсутствовал даже намёк на любую серьёзность, в настоящих звёзд, на музыке которых воспитывались целые поколения готических музыкантов. В том же году к группе присоединяется второй гитарист Бен Ганн. Профессионализм команды начинает расти, и первый успех не заставил себя долго ждать: новый сингл Sisters Of Mercy Body Electric / Adrenochrome становится синглом недели по оценке знаменитого на западе журнала Melody Maker. Группа проводит радио-сессию на BBC и едет в турне по Великобритании. На протяжении нескольких следующих лет коллектив Элдритча записывает ещё несколько синглов, но первый альбом Sisters Of Mercy под названием First and Last and Always выходит только в восемьдесят пятом. Альбом был выпущен компанией WEA, он содержал в основном уже известный материал. К тому времени Бен Ганн покинул группу, уступив место Уэйну Хасси.
Мрачный имидж Элдритча, одетого во всё чёрное, его глубокий, проникновенный вокал, тексты песен, полные депрессивной иронии, мотивов саморазрушения и нигилизма, - всё это позволило музыкальной общественности без лишних оговорок причислить группу к готике. Творческий настрой своей группы Элдритч охарактеризовал так: «Цинизм для нас очень тесно связан с верой, или ещё чем-то, что нам действительно дорого. Этот вид цинизма происходит из отчаяния, разочарования окружающим, и это просто прекрасно. Это единственное, что отделяет нас от быдла… Ницше однажды сказал, что самая великая сила человека – сила выбрать время собственной смерти, и это кажется вполне резонным».
Элдритч тогда вряд ли сознавал, что его мрачные сентенции вскоре получат реальное материальное воплощение. Группа отыграла обширный тур в поддержку своего нового альбома, диски продавались огромными тиражами, но настал день, когда всё это кончилось. Уэйн Хасси и Крэйг Адамс покидают группу. Официальной причиной стали творческие разногласия и стремление Хасси начать сольную деятельность, но при этом музыкальный мир начал полниться слухами об абсолютной невыносимости Элдритча в работе и в быту. Так или иначе, Sisters Of Mercy прекратили своё существование, а конфликт Хасси и Элдритча получил нетривиальное продолжение. Хасси и Адамс образовали свой проект The Sisterhood, но Элдритч неожиданно заявил и на это название свои права! После долгих споров первые решили уступить, переименовав свою группу в The Mission. Этот проект впоследствии приобрёл безоговорочно звёздный статус на готической сцене восьмидесятых. Элдритч же, оставшись в одиночестве, записал под вывеской The Sisterhood один сольный альбом.
Но прошло время, и отец-основатель «Сестёр милосердия» задумал вернуть своё детище на большую сцену. В короткие сроки был набран новый состав (гитарист Джеймс Рэй, басистка Патриция Моррисон, ударник Алан Вега и клавишник Лукас Фокс). Весть о возвращении Sisters Of Mercy вызвала в музыкальном мире огромный резонанс, но тут Элдритч, по всей видимости, вновь решил продемонстрировать музыкантам все прелести своего характера, и состав распался, так и не успев начать функционировать. Из вновь прибывших с Элдритчем осталась лишь Патриция Моррисон, в связи с чем хозяин Sisters Of Mercy неожиданно заявил, что состав группы расширяться больше не будет. Превратив группу в трио (он сам, Моррисон и новый Доктор Эвеланш), Элдритч создал достаточно материала для записи нового альбома под названием Floodland, вышедшего в 1987 году на организованном самим Элдритчем Mersiful Release. Чёткий, ритмичный, насыщенный пассажами клавишных, Floodland быстро вернул Sisters Of Mercy померкнувшую было славу. Floodland занял высокие места в европейских хит-парадах, а клип на песню This Corrosion обошёл весь мир. Группа записала ещё ряд синглов и начала готовиться к работе над следующим полноформатником. И тут вновь дало о себе знать вечное невезение Элдритча с составом. Патриция Моррисон, долгое время оказывавшая Эндрю бесценное содействие, покинула группу. Элдритч вновь решил собрать полную команду музыкантов, пригласив в Sisters Of Mercy басиста Тони Джеймса и двух гитаристов – Тима Брекино и Андреаса Брюна. С последним Элдритч начал сочинять песни для нового альбома. Vision Thing вышел в девяностом году, став, без преувеличения, лучшим (а, кстати, и последним) из всех полноформатных альбомов группы, а такие песни, как Detonation Boulevard, Doctor Jeep, When You Don’t See Me вошли в золотой фонд Sisters Of Mercy. В начале девяностых группа записала пару ретроспективных пластинок, сделав, помимо прочего, римейк Temple Of Love – своей, несомненно, самой знаменитой вещи.
Время шло, и готика как музыкальное течение тоже не стояло на месте. Сцена выдвинула новых музыкантов, в короткое время оккупировавших звёздное пространство андеграунда. Лицо готического рока и металла стали определять Lacrimosa, Dreadful Shadows, Love Like Blood, Umbra Et Imago, Tiamat и Paradise Lost. В первой половине девяностых Sisters Of Mercy оказались неправедно забытыми крупными звукозаписывающими компаниями, делающими ставку на более молодых и коммерчески успешных исполнителей. После нескольких лет постоянных пререканий и разбирательств Энди Элдритч, ныне задействованный в ряде сторонних проектов, прервал наметившийся контракт с East West. С тех пор ветераны готики довольствуются в основном концертной деятельностью.
Sisters Of Mercy до сих пор пребывают в образе учителей многих корифеев современной готик-рок сцены, например, The 69 Eyes. Современные музыканты неоднократно возносили осанну британским героям. Что характерно, сам Энди Элдритч отзывается о готической культуре, скажем так, не в самом лестном ключе.
«Sisters интересует политика и философия, нам чужды спиритуальные пристрастия. Кроме того, это очень печально, что так много людей на полном серьёзе принимает для себя всю эту глупость, которой мы увлекались примерно неделю, и носит все эти шмотки из семидесятых, которые мы, опять же, носили на протяжении одной недели в восемьдесят четвёртом году, потому что приняли достаточную дозу колёс для того, что бы это показалось нам смешным. Нет, конечно, мы носили эти шмотки больше недели, но только потому, что продолжали принимать колёса. И это было действительно смешно».
Впрочем, настоящие таланты редко остаются непризнанными. Последние новости из лагеря Sisters Of Mercy достаточно недвусмысленно говорят о том, что группа усиленно работает над новым альбомом. Так как предыдущим официальным полноформатником «Сестёр» был Vision Thing, вышедший пятнадцать лет назад, то, думаю, общественности ясно, что давно пришла пора прервать это молчание.
Источник: http://www.rockoracle.ru |