Сб, 21.12.2024, 23:02

Приветствую Вас, Гость · RSS

Главная · Регистрация · Вход

Меню сайта
Категории
Готы, кто они? [43]
Описание готической субкультуры.
Без перевода [8]
Статьи с иностранных сайтов...
Оккультизм [16]
Таинства, символы, знаки...
Разное [26]
Мистика, оккультизм, энергетика...
Творчество [57]
Ваше творчество (стихи, интересные мысли, идеи...)
Рассказы [15]
Рассказы о готах, истории, фестивали...
Литература [7]
Готические произведения, книги, издания.
Искусство [23]
Готический стиль в живописи, архитектуре, музыке.
Музыка [30]
Группы, рецензии, интервью, стили.
Пишут СМИ... [19]
Статьи из молодёжных журналов, заблуждения, неправильное трактование, стереотипы...
Религия [8]
Религии мира, культы
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы попали на сайт?
Всего ответов: 284
Gothic TOP
Группа
Поддержка


Главная » Статьи » Искусство

Готичесский архитектурный стиль - разновидности стилей
По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся "краббы", растительные формы типа бутонов, или каких-то странных наростов, издали действительно напоминающие копошащиеся живые существа. Рядом, как будто из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем. maЯwerk - "чертежная работа") - расчерченные по линейке и циркулю круги, дуги, арки. И вдруг, неожиданно, разрушая ограниченные представления о готическом искусстве, в XIV-XV вв. появляется нежный и пластичный мотив "готических складок". Резные филенки из дерева с таким мотивом украшают мебель, используются для обшивки стен.
Книжная миниатюра Готики, в сравнении с романской, характерна включением тончайшего, хоть и "колючего", растительного орнамента, похожего на античный акант, а строгий романский шрифт - каролингский минускул - сменяется причудливой вязью готического. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов - отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, - вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души. В английской готике период наивысшего развития стиля характеризуют термином "tracery" (англ, "узорчатость, разводы"), означающем качество "вибрирования, колебания стены" от игры световых лучей на тончайшем кружевном орнаменте. В середине XIV в. это же качество отмечается в германской готике; вначале подобный стиль именовали "Sondergotik" (нем. "странная, особенная, готика"), затем появилось название "Spatgotik" (нем. "поздняя готика"). В начале XIX в. французский историк Ш.-В. Ланглуа предложил термин "gothique flamboyant" (франц. "пламенеющая готика"). Стиль поздней "пламенеющей готики" называют также маньеризмом средневекового искусства (термин возник от характерных для 1350-1550-х гг. закрученных фиал и шпилей, напоминающих языки пламени).

Готические формы продолжали использоваться в период проторенессанса и в ренессансной Италии севернее Рима - во Флоренции, Милане, Пизе, Сьене, Венеции, Падуе, Мантуе, Ферраре. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: "готическое барокко", или "барочная готика". В этих странах влияния итальянского Маньеризма и Барокко XVI-XVII вв. прививались не на классические, а на готические традиции, игравшие в данном случае роль национальных. Несмотря на своеобразие отдельных течений и региональных школ, готический стиль 1390-1430-х гг. стал общеевропейским. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной (нехудожественной) задачи - облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности - в высоты духа.

Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Кризис "пламенеющей" и "интернациональной готики", стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. По контрасту - их увидели в античности. Так Готика подготовила Ренессанс. Однако на этом история готического стиля не закончилась. Уже в первой трети XVI в. в искусстве Италии наблюдался возврат к готическим формам. В середине XVIII в. возник стиль Неоготики в Англии, несколько позднее - во Франции; в начале XIX в., в русле движения "национального романтизма" - в Германии. В 1830-1850-х гг. неоготический стиль сформировался в России. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор английского Классицизма К. Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей "в национальном готическом стиле". Готические формы возрождались в английском "викторианском стиле" второй половины XIX в. Неоготика стала одним из стилистических течений искусства периода Модерна рубежа XIX-XX вв. Традиционный стиль английского "готического дома" в Англии и США называли "survival" (англ, "выживание"), стиль Неоготики -"revival" (англ, "возобновление"). История изучения готического искусства начинается в конце XVIII в. Если К. Рен придерживался версии арабского, "сарацинского" происхождения Готики, то И. Гёте, осматривая в 1770 г. Страсбургский собор, назвал его "чистым изобретением германского гения". В статье "О немецкой архитектуре" (1772) Гёте восторженно писал о величии и оригинальности готических соборов (хотя и не видел в них "красоты" согласно канонам Классицизма). Немецких романтиков привлекала в готической архитектуре иррациональность, "биоподоб-ность... и бесконечность внутреннего формирования".

Писатель-романтик Л. Тик описывал Страсбургский собор как "дерево с сучьями, ветвями и листьями, вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ самой бесконечности". Ф. Шлегель посвятил этой теме книгу "Основания готической архитектуры" ("Grundzuge der gotischen Baukunst, 1804-1805). Вместе с С. Буассере, немецким архитектором французского происхождения, Ф. Шлегель ездил в Париж для изучения готического искусства. В книге "История и описание собора в Кёльне" ("Geschichte und Beschreibung des Domes von Koln", 1821-1823) С. Буассере утверждал германское происхождение Готики. Такая точка зрения существовала длительное время. С. Буассере принадлежит также идея завершения башен недостроенного Кёльнского собора по найденным подлинным чертежам. В 1814 г. писатель-романтик И. Гёррес призывал достроить Кёльнский собор, считая это "делом чести германской нации". Возведение двух ажурных шатров над башнями западного фасада осуществлено по проекту архитектора Ф. фон Шмидта в 1842-1880 гг. Немецкий художник и писатель И. Д. Фьо-рилло в 1810-х гг., также восторгаясь германской Готикой, предложил даже заменить термин "gotik" на "teutsche" ("тевтонский"), хотя уже в 1890 г. был установлен факт первого появления нервюрного свода во Франции, в Сен-Дени. Французский историк искусства Л. Куражо в лекциях, прочитанных им в 1890-1896 гг. в Школе Лувра, утверждал, что готическая архитектура представляет собой "воспоминание о более древних деревянных постройках кельтов" и является результатом переосмысления франками архитектурной конструкции.в стремлении к большей освещенности в условиях севера.

В 1914 г. в результате немецкой бомбардировки сильно пострадал Реймский собор. Немецкий исследователь В. Фёге, сотрудник Берлинских музеев, автор труда о франкском происхождении Готики "У истоков монументального стиля средневековья" ("Die Anfange des monu-mentalen Stiles in Mittelalter", 1894), был так потрясен этим событием, что попал в психиатрическую лечебницу и смог вернуться к работе только в 1930 г. В 1960 г. исследование о Готике опубликовал П. Франкл, подчеркнув символический смысл средневековой архитектуры. Названия больших исторических стилей имеют долгую жизнь, в течение которой их содержание расширяется настолько, что выходит за границы начального значения термина. Это относится к таким понятиям, как Классицизм, Романтизм, Барокко; справедливо и в отношении Готики. Помимо конкретно-исторического значения слово "готика" со временем стали использовать в качестве эпитета.

"Готическими" в древнерусской архитектуре называли столпообразные шатровые храмы XVI в., памятники годуновского классицизма. "Готический экспрессионизм" находят в иконах новгородской школы. "Готические элементы" присутствуют в архитектуре колониального стиля, в немецком Бидермайере и стиле хаймат-кунст. Готика становится предметом стилизации и пародирования. Одна из картин американского художника Г. Вуда, стилизованная под примитив, с юмором названа "Американская готика". Американские небоскребы по моде 1980-х гг., как в начале XX в., включают декоративные "готические" элементы. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется в наших представлениях с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный готами более шести веков назад.

 

Английская готика.

АНГЛИЙСКАЯ ГОТИКА - (см. Готика, готический стиль) - историко-региональныи стиль английского искусства. Его развитие подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; см. "ланцетовидный стиль"); "декоративный", или "украшенный стиль" (1272-1349 гг.) и "перпендикулярный", или "вертикальный стиль" (1350-1539 гг.) - поздняя английская готика.

Термин "английская готика" условен, поскольку понятие "Англия" входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю. В середине XVIII в. этот стиль возрождался (ранее, чем в других странах) в романтической Неоготике. Элементы национального готического стиля бережно сохранялись в английском искусстве в силу его традиционности и консервативности. Английская готика не отрицалась, а развивалась последующими стилями елизаветинского Ренессанса, английского Классицизма и Барокко периода правления королей Георгов (см. георгианскии стиль).

В архитектуре, искусстве оформления интерьера и мебели традиционные готические элементы органично входили в консервативный "староанглийский стиль" на протяжении всего XIX столетия, вплоть до продукции мастерских "Искусства и ремёсла" У. Морриса и английского Модерна (см. викторианский стиль). Рационализм и, одновременно, романтичность английской готики привлекали внимание художников других стран. Этот стиль послужил основой романтических построек А. Менеласа и Н. Бенуа в 1820-1850-х гг. в Петергофе (см. николаевская готика).

 

Вулвортская Готика

ВУЛВОРТСКАЯ ГОТИКА - Ироничное наименование стилизаторской тенденции в архитектуре США начала XX в. По названию знаменитого здания в Нью-Йорке, высотой ок. 235 м., в котором помещались 60 магазинов Ф. Вулворта (Woolworth Building). Построено в 1911-1913 гг. по проекту архитектора К. Гилберта.

В силуэте небоскреба можно видеть элементы, напоминающие европейскую Готику. Архитектура "Вулворта" ознаменовала временный отход от принципов конструктивизма чикагской школы и возвращение облику престижных нью-йоркских зданий стилизаций "под роскошные исторические стили". Новая волна увлечения "готикой" в архитектуре американских небоскребов наблюдалась в 1980-х гг.


Источник: http://gothikworld.narod.ru
Категория: Искусство | Добавил: Angel (14.06.2008)
Просмотров: 9271 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Афиша
26/08 | 19:00 | BAT INVASION @ HXGN | enter:free СПБ
Статистика

проверить сайт
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новые материалы
Галерея:
[13.12.2022] [Gothic Girls]

Видео:
[23.08.2017] [Документальное]

Статьи:
Законы Тьмы.
[21.01.2019] [Оккультизм]

Форум:
Флуд
[08.07.2024]

Файлы:
Gothic Love. История о признающих только черный цвет
[25.08.2017]
Друзья сайта
Поиск



Поддержка: