Реймсский собор, один из шедевров французской готики, всемирно известен тем, что здесь совершались церемонии коронации французских монархов. Вождь франков Хлодвиг, короновавшийся в 481 году, стал первым из их числа. Некоторые из его преемников предпочли иные храмы для проведения торжественной церемонии, нос 1179 года собор Богоматери в Реймсе стал единственным местом, где французские монархи получали знаки своей верховной власти.
Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание датируется 401 годом (в нем и короновался Хлодвиг). В 817 году на месте обветшавшего храма началось возведение нового. Грандиозный пожар 1210 года, уничтоживший половину Реймса, не пощадил и собора, полностью уничтожив его. С этого времени начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней благодаря усилиям многих поколений архитекторов и мастеров.
План постройки собора (трехнефная базилика, пересеченная трехнефным трансептом), выработанный первым архитектором Жаном д'Орбе, воплощен его продолжателями - Жаном Лелу, Готье де Реймсом, Бернаром де Суассо-ном, Робером де Куси. Грандиозные размеры собора (длина 136 метров, высота центрального нефа 38 метров, ширина 14,6 метра) скрыты благодаря техническим находкам строителей, и длинные продольные нефы и большой хор с венцом капелл не кажутся массивными.
Между контрфорсами, поддерживающими апсиду храма, расположен венец капелл. Контрфорсы украшены многогранными башенками-пинаклями, в которых находятся статуи ангелов - символических защитников собора. Открытая галерея, окружающая апсиду, декорирована фигурами мифологических животных. Множество стрельчатых арок, пирамидальные фронтоны и острые шпили делают здание устремленным ввысь. Можно только удивляться таланту французских зодчих, которые создали удивительно гармоничное сооружение и сохранили в течение нескольких веков его первоначальный вид.
Западный фасад собора - одно из величайших достижений французской средневековой архитектуры. Посетителя встречают три глубоко утопленных портала, построенных архитектором Бернаром де Суассоном. Изящные стрельчатые арки служат их главным украшением. Центральный портал больше соседних, у входа в него установлена статуя Девы Марии, а над ним расположено окно-роза диаметром 12 метров (также выполнено Бернаром де Суассоном). Второй ярус западного фасада украшен так называемой «Галереей королей» - там размещены скульптурные изображения монархов Франции и католических святых. Автором проекта галерии и башен западного фасада является архитектор Робер де Куси. Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.
Окно-роза на западном фасаде имеет диаметр в 12 метров. Витраж изображает Мадонну в окружении апостолов и музицирующих ангелов. Круглое окно-роза вписано в большее окно прямоугольной формы с треугольным завершением -типичная архитектурная деталь XIII века.
Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в «Галерее королей» представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII веке. Скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников украшают также боковые фасады, контрфорсы, стены собора. Каждая фигура имеет индивидуальные психологические черты. Исследователи установили, что статуи изготавливались в разных художественных мастерских. Реймсский собор часто называют «собором ангелов» - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом.
Интерьер собора в Реймсе поражает входящих своей глубиной. Этот эффект возникает за счет того, что центральный неф собора значительно удлинен, поскольку должен был вместить всех присутствующих на коронации. Капители колонн, поддерживающих стрельчатые своды, украшены растительным узором. Через высокие окна в боковых нефах внутрь проникают потоки света.
Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Среди прочего была уничтожена большая часть витражей, уцелело лишь окно-роза.
Еще более тяжкий урон нанесли собору обстрелы немецкой тяжелой артиллерии в годы Первой мировой войны. Более трехсот снарядов и мин прямым попаданием уничтожили многие скульптуры. Апсида собора превратилась в развалины, произошло частичное обрушение стен. Витраж в окне-розе погиб.Французским реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить Реймсский собор - национальную святыню французского народа. Полностью работы завершились к 1996 году - к 1500-й годовщине крещения короля Хлодвига. Утраченные скульптуры заменили капителями, стены сложили заново, рисунки витражей в одной из боковых капелл выполнили местные художники по эскизам Марка Шагала. Однако многие архитектурные детали уже невозможно было вернуть.
В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.