О "готах" сегодня знают все. Люди взрослые относятся к готической
субкультуре с опаской, да, прямо скажем, облик "гота" не внушает
оптимизма - эта тяга к чёрной одежде, чёрные тени под глазами, культ
смерти, любовь к кладбищам и всему потустороннему и прочие
экстравагантные пристрастия не способствуют установлению взаимопонимания
между "отцами" и "детьми". Даже депутаты Государственной Думы и те
забеспокоились. А есть ли повод для беспокойства? Что же это за явление -
современная готика?
Попробуем разобраться. Об истоках субкультуры готов написано немало. В
конце 70-х - начале 80-х сформировалось "готическое" направление
современной музыки и пошло-поехало. Суть не в этом, хотелось бы
рассмотреть явление не в узко историческом, а так сказать, в широком
метафизическом смысле. Начнём с того, что это движение, в основе
которого лежит протест, что естественно - самая многочисленная армия
потребителей готической субкультуры это подростки. А кто же, выражаясь
технологично, генераторы готического контента? Последователи хиппи,
панков? "Панки любят грязь, а хиппи - цветы". А готы любят, выражаясь
фигурально - цветы в грязи, желательно на кладбище. Культурная связь
времён на самом деле не прерывается.
Только протест становится тотальнее. Хиппи протестовали против войн,
панки - против ханжества, а готы протестуют против существующего порядка
вещей в целом. В готическом движении напрочь отсутствует социальная
составляющая и, как следствие, протест не такой заметный, даже
пассивный, зато - тотальный. Мир становится всё страшнее и страшнее,
власть капитала проникает всюду и в самые сны юных и нежных душ.
Мальчик, ты кем хочешь стать, когда вырастешь? - Банкиром - отвечает
малыш. А ты, девочка, о чём мечтаешь? - Я хочу стать супермоделью -
говорит невинное дитя. Куда бежать от этого ужаса? Только на кладбище,
где тишина и покой, и где кресты над могилами красноречиво говорят о
бренности и скоротечности жизни. "Не собирайте богатства на земле".
Молодежь ищет последние островки романтики в нашем отвратительном
буржуазном мире. Готический прикид - это доспехи, защищающие от пошлости
и дурновкусия, "анкхи" - амулеты для защиты от нечисти, захватившей
все, или почти все телеканалы и извергающей зловонные помои на головы
несчастных потребителей массовой культуры.
Стремление к прекрасному одна из базовых характеристик гота. А то, что
это прекрасное окрашено в мрачновато-депрессивные тона не удивительно по
вышеуказанным причинам. Первоначально готами назывались фанаты так
называемой готической музыки, но сейчас определённые музыкальные
пристрастия не являются основным признаком готичности. Культурный
кругозор гота расширяется. Название обязывает, всё-таки готика - это и
период в развитии средневекового искусства, знаменитые готические соборы
и по сей день поражают воображение. Литература, кино, живопись - во
всех сферах искусства готы не только обозначают свои предпочтения, но и
творят.
Интернет предоставляет широкие возможности для любителей изящной
словесности и готы здесь не последние. Стихи современных авторов
фактически начинают подразделяться на готические и не готические,
имеются в виду произведения поэтов, не причисляющих себя к готам. Под
готическими понимаются стихи не только и не столько насыщенные
кладбищенской романтикой, вампирами, волками-оборотнями, ангелами и
прочими мифическими существами, но, скорее, печально-романтичные,
возвышенно-философские, таинственно-мистические, мрачно-ироничные по
содержанию и обязательно изящные по форме. В общем, настоящие готические
стихи это и есть высокая поэзия. К слову, современная поэзия в интернете - это отдельная тема. Несмотря на множество литературных сайтов,
найти интересные стихи непростая задача, так как по большей части такие
сайты представляют собой литературные порталы, где публикация
произведений никак не ограничивается. Несомненно, на этих сайтах есть и
хорошие стихи, но они тонут в разливанном море графоманских опусов.
Правда, в сети есть литературные клубы, поэтические форумы и другие камерные ресурсы, но пока они не делают погоды. Однако вернёмся к готической поэзии.
Увы, издержки образа тоже существуют. Очень часто и густо готические
стихи (как правило совсем юных авторов) сводятся к описанию различных
способов суицида - "спрыгнем вместе с крыши", "вскроем вены" и т.п.,
что, в общем-то, естественно (в современных условиях) для возраста,
когда в молодом организме происходит гормональная революция, а сознание
ещё не в силах справиться с "таинственным желанием", своеобразный
синдром Ромео и Джульетты. И это ещё один сигнал о неблагополучии нашего
общества, в котором человеческие отношения всё чаще заменяются
финансовыми, религиозными и даже родовыми - типичное средневековье! Но
вернемся к поэзии. О чём же пишут готические авторы следующей возрастной
группы? Казалось бы трудный возраст преодолён, пора задуматься над
более сложными вопросами, расширить горизонт восприятия, но нет - опять в
большом количестве всё та же безысходность, беспомощность, суицид, к
тому же отягощённый наркотиками. Среди "взрослых" поэтов (будем считать
взрослыми тех, кому 25 и больше, хотя "Руслан и Людмила" была написана
Пушкиным в 20 лет - как время переменчиво!) авторов готических стихов
значительно меньше, но их произведения представляют интерес, поскольку
были написаны до того, как появилась мода на готику.
Кстати, о моде. В современной поэзии (сетевой) просматривается несколько
направлений - экспериментальная поэзия (в большинстве своём профанация
поэзии, основной девиз "я так вижу"), многочисленные эпигоны Бродского,
готика, хокку, может быть ещё что-то. Разумеется, имеются в виду авторы,
более или менее владеющие словом. Итак, рассмотрим бегло все эти
направления. О так называемой экспериментальной поэзии уже сказано,
правда, сюда иногда относят себя и вполне достойные авторы, но чаще
всего мы здесь видим тоскливые словесные извращения, пустые и манерные.
Далее. Эпигоны Бродского, что тут сказать? Есть, конечно, неплохие
стихи, но... В общем - Бродский испортил их. С хокку тоже всё ясно.
Какой соблазн! Написал три строчки и можешь ходить с умным видом.
Готические стихи пишут в основном молодые авторы, а то и вовсе юные, в
силу этого о высоком уровне версификации говорить не приходится, зато
есть потенциал. Область исследования готического поэта - граница между
жизнью и смертью, между тенью и светом, между мистическим ужасом и
священным трепетом. Такое пограничное состояние даёт возможность
исследователю уловить мгновенный сигнал из потустороннего мира, но для
его расшифровки требуются знания и опыт, а для пребывания в этом
состоянии - изрядная сила духа. Знания и опыт - дело наживное, а игра
стоит свеч. Возможно, нас ждёт новое явление современной русской поэзии.
Поживём - увидим. Во любом случае, уже сегодня мы можем наслаждаться
творчеством поэтов поколения старшего, отдающих дань и декадансу, и
темной романтике, и готике, и являющихся, по сути, авангардом этого
многообещающего, интригующего направления.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/ecce_chaos/post102948405/ |