Айрленд И.А. 1871-?, английский литератор-эрудит, автор книг "Краткая история кошмаров", "Необычные посетители", теоретик жанра "страшного" рассказа Бальзак, Оноре де (Balzac) 1799-1850. Свои произведения в "жестоком" и "неистовом" роде писал в 20-е - начале 30-х годов. "Элесир долголетия", "Наследница Бирага", "Клоитильда Лузиньянская", "Пират Аргоу", "Колдун", "Арденский викарий", "Прощённый Мельмот" Бекфорд, Уильям (Beckford) 1760-1844. Один из наиболее колоритных персонажей английского пантеона авторов романтической готики, Уильям Бекфорд родился в Фонтхилле, графство Уилтшир. подробнее Берту, Самюэль-Анри (1804-1891). "Соната дьявола", "Старинный перстень", "Обаяние" Бирс, Амброз 1842-1914? автор романтической фантастики, близкой к романтическому роману. "Самородки и пыль" (1872), "Может ли это быть?" [Can Such Things Be?] (1893), "Незначительные рассказы" (1894) и "Фантастические басни" [Fantastic Fables]. В самом известном рассказе Бирса - "Случай на мосту через Совиный ручей" (1891) приговоренному к повешению за мгновение до смерти удается прожить целую жизнь; изобретатель в "Хозяине Моксона" (1893) создает искусственного шахматиста, который убивает своего создателя, это одно из ранних продолжений темы "Франкенштейна" М. Шелли. Блох, Роберт (Bloch) 1917-1994. Американский писатель, один из признанных мастеров современного "романа ужасов". В юности находился под сильным впечатлением прозы Г. Лавкрафта, который покровительствовал молодому фэну и помог опубликовать его ранние рассказы. Блуа Леон (Leon Bloy) 1846-1917 французский писатель, католический мистик и еретик. "Разочарованный" (1886), "Бедная женщина" (1897) Борель, Петрус (Borel Petrus) 1809-1859. В начале 1830-х годов он был одним из самых радикальных представителей младшего поколения французских романтиков, членом так называемого "Малого Сенакля". "Дон Андреас Везалий, Анатом" напечатан в сборнике "Шампавер" (1833). Героем новеллы является знаменитый фламандский врач Андреас Везалий (наст. имя Андриес Ван Везель, 1514-1564), основатель современной анатомии, вокруг которого в старину ходило много страшных легенд. В новелле Бореля он выступает своеобразным наследником сказочного злодея Синей Бороды. Вилье де Лиль Адан Антуан (Villiers de L'isle-Adam) 1838-1889 французский прозаик, поэт и драматург, видный представитель "черного" романтизма и символизма. "Жестокие рассказы" (1883), "Будущая Ева", "Необычайные истории", "Пытка надеждой", "Вера", "Предзнаменование" Виньон, Клод (Vignon Claude) 1832-1888. Имя одного из персонажей бальзаковской "Человеческой комедии" (литератора по профессии), ставшее псевдонимом Ноэми Рувье, жены видного политического деятеля Третьей республики Мориса Рувье; она была известна как скульптор, художественный критик и беллетрист. Финальная сцена повести "Десять тысяч франков от дьявола", где убийца оказывается в общетсве убитых им людей под капающей на них водой, навеяна, очевидно, впечатлениями то трупов в морге, посещения которого во второй половине XIX века практиковалось как модное, щекочущее нервы приключение. Сюжет новеллы "Плита" о трупе, замурованном в доме и сводящем с ума хозяина-убийцу, заставляет вспомнить новеллу Эдгара По "Черный кот" (1843); мотив умершего ребенка, "воскресающего" в лице рожденного после, напоминает роман Диккенса "Домби и сын" (1848). Гомес де ла Серна Рамон (Gomez de la Cerna) 1888-1963, испанский прозаик, мастер гротеска ("Мертвяки, мертвячки и прочая фантасмагория" - 1935, "Самоубиение" - 1948) Готье, Теофиль (Gautier) 1811-1872. Один из наиболее представительных авторов позднего французского романтизма, также являлся и крупнейшим мастером фантастического жанра. Его отличает, кроме широкой эрудиции, особо сгущенная "материальность" воссоздаваемого мира (особенно благодаря обилию живописных деталей и реминисценций, что связано с юношескими занятиями писателя живописью); это усиливает эффект вторжения потусторонних существ. "Онуфриус", "Любовь мёртвой красавицы", "Два актёра на одну роль", "Jettatura", "Мадемуазель Дафна де Монбриан" Гофман, Эрнст Теодор Амадей (Hoffmann) 1776-1822. Видный немецкий художник, композитор и прозаик, одна из ведущих фигур европейского романтизма. Родился в Кёнигсберге (В. Пруссия), окрещен как Эрнст Теодор Вильгельм; последнее имя сам Гофман позднее сменил в память почитаемого им Моцарта. Гюго, Виктор (Victor Hugo) 1802-1885. "Ган Исландец", "Бог, конец Сатаны" Дерлет, Огюст Уильям (Derleth) 1909-1971. Родился в Сок-Сити (шт. Висконсин), где прожил всю жизнь. Первая публикация - "Колокольня летучих мышей" (1926). С ранних лет Дерлет был поклонником Г. Лавкрафта, посвятив жизнь пропаганде его творчества. Основал издательство "Аркхэм Хаус" (Arkham House), где, наряду с произведениями Г.Лавкрафта публиковались и другие мастера "литературы ужасов" (в частности, дебютировал Р.Брэдбери). Перу Дерлета принадлежат два сборника подражаний своему кумиру - "Маска Ктулу" [The Mask of Cthulhu] (1958) и "След Ктулу" [The Trail of Cthulhu] (1962), а также две книги воспоминаний - "Х.Ф.Л.: воспоминания" [H.P.L.: A Memoir] (1945) и "Некоторые заметки о Г.Ф.Лавкрафте" [Some Notes on H.P.Lovecraft] (1959). Как писатель, Дерлет завоевал известность рассказами в жанре "ужасов", составившими сборники - "Кто-то во тьме" [Someone in the Dark] (1941), "Что-то рядом" [Something Near] (1945), "Этому миру осталось недолго" [Not Long for This World] (1948), "Одинокие места" [Lonesome Places] (1962), "Мистер Джордж и другие странные личности" [Mr.George and Other Odd Persons] (1963 - под псевд. Стивен Грендон; др. - "Когда кладбища зевают" [When Graveyards Yawn]), "Блуждающие во тьме" [Dwellers in Darkness] (1976). Джеймс, Монтегю Родс (James, Montague Rhodes) 1862-1936. Английский писатель, автор многочисленных рассказов о привидениях, признанных классикой жанра. Блестящий лингвист, палеограф, специалист по истории средних веков. Автор сборников: "Привидения из антиквария" (Ghost Stories of an Antiquary) (1904), "Еще рассказы о привидениях из антиквария" (More Ghost Stories of an Antiquary) (1911) и др. Джексон, Шерли 1919-1965. Когда умерла 45-летняя Шерли Джексон, мир лишился одного из самых талантливых писателей жанра психологических ужасов. Она была женой литературного критика и одновременно средней руки ведьмой! Ее произведениям была присуща истинная магия, что подтверждает поток откликов, обрушившийся в ответ на ее рассказ «Лотерея», в котором описываются жестокие традиции одной деревушки. Она выпустила сборник рассказов под тем же названием, куда вошли ее знаменитые «Демон-любовник» и «Ведьма». Потом последовала серия романов: готический триллер «Повешенный», «Птичье гнездо», в котором рассказывается о разрушении личности, и «Солнечные часы» — о странных людях, ожидающих конца света в старом замке. Ее коронная вещь — «Призраки Хилл-Хауса» — экранизирована, фильм «Призраки» вышел в 1963 году. Это не просто традиционная история о привидениях, как можно подумать, судя по названию. Внимание писательницы направлено на то, каким образом страх действует на четырех разных человек, рискнувших остаться в доме. В отличие от «Призраков...» рассказ «Мы всегда жили в замке» — это увлекательная веселая история о духах трех отравленных жертв. Дунсани, Эдвард (Dunsani) 1878-1957. Джон Мортон Дракс Планкетт, лорд. Отрывок из статьи Лавкрафта "Сверхъестественный ужас в литературе" Жанен, Жюль (Janin) 1804-1874. Французский писатель, литературный и театральный критик. Представитель «неистового романтизма». Автор «страшной» готической повести «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829). Казот, Жак (Cazotte Jacques) 1719-1792. Французский писатель, работавший в разных жанрах (поэмы, сказки), в памяти потомков остался одной лишь повестью "Влюблённый дьявол", а также легендами, окружавшими его жизнь, в частности его отношения с мистической сектой иллюминатов-мартинистов. По самой знаменитой легенде, Казот более чем за год до начала Великой французской революции в светской беседе предсказал ее ход, казнь знатнейших особ, включая короля, а также свою собственную гибель на гильотине, что в дальнейшем и осушествилось. "Влюблённый дьявол" впервые напечатан в 1772 году, окончательная редакция - в 1776-м. Первое издание вышло без имени автора (во втором вместо имени был проставлен лишь инициал) и с ложным указанием места публикации - "Неаполь" (т.е. место, где начинается действие повести). Такие предосторожности имели целью обойти цензуру, которая могла придраться к сюжету о демоническом соблазне. Среди источников этого сюжета называют сказку "Влюбленный сильф" графини де Мюра (1698), сказку "Сильф" Кребийона-сына (1729), пьесу Мармонтеля "Супруг-сильф" (1765). Картер, Анджела Олив (Carter) 1940-1992. Английская писательница. Родилась в Истбурне, окончила Бристольский университет. Преподавала писательское мастерство в университетах Шеффилда и Брауна. Автор романов: "Танец теней" (Shadow Dance) (1966), "Магазин колдовских игрушек" (Magic Toyshop) (1967), "Адские машины желания доктора Хоффмана" (The Infernal Desire Machines of Dr Hoffman) (1972) и др. Творчество сочетает в себе черты традиционной готики с фантастическим реализмом, психологической драмой и темами народных поверий. В поздних произведениях заметно увлечение феминистскими теориями. Сборники рассказов, переводы сказок Шарля Перро, многочисленные эссе. Лавкрафт, Говард Филлипс 1890-1937. Американский прозаик и поэт, один из ведущих авторов "литературы ужасов" в 20 в., оказавший огромное влияние на плеяду американских авторов. Родился в Провиденсе (штат Род-Айленд), где почти безвыездно прожил всю жизнь. Страдавший тяжелой формой нервного заболевания, Лавкрафт не смог окончить среднюю школу, но зато нашел себя сначала в любительской, а затем в профессиональной журналистике и, наконец, в литературе. Ле Фаню, Джозеф Томас Шеридан (Le Fanu) 1814-1873. Ирландский писатель. Родился в Дублине в старинной гугенотской семье. В 1839 году окончил дублинский Тринити Колледж и начал карьеру адвоката, однако скоро оставил ее и занялся журналистикой. Писать начал еще студентом: написанные в те годы "Письма Перселла" (Purcell Papers) были опубликованы только в 1880 году. Литтон, Эдвард Джордж 1803-1873. Классик английской литературы, блестящий политический деятель и знаток оккультных наук, владелец полного набора магических инструментов, имеет самое прямое отношение к "черному" роману. Перу лорда Литтона принадлежат такие романы как "Занони" (в основе которого лежит учение розенкрейцеров), "Фолкенд" и "Странная история". У Бульвер-Литтона была своя собственная теория магии, основанная на многолетнем углубленном изучении тайных наук. В последние годы своей жизни он совершенно отошел от обычной жизни своего круга и полностью посвятил себя миру духовному. Если лорд и появлялся в высшем обществе, то приходил одетым в белую тогу и всегда в сопровождении маленькой девочки с арфой, которая играла старинные мелодии после каждой произнесенной Бульвер-Литтоном фразы. Это вовсе не было - и никогда не воспринималось современниками писателя как признак легкого помешательства, но свидетельствовало исключительно о желании философа-антропософа обратить взгляды людей, увлеченных материальными ценностями, к ценностям духовным. Льюис, Мэтью Грегори (Lewis) 1775-1818. Английский романист и драматург. Родился в Лондоне. Учился в Вестминстерском и Крайст-колледже Оксфордского университета. В 1791-92 годах посетил Париж и Веймар, где познакомился с Гёте. Свой первый и самый знаменитый роман, "Монах", Льюис написал за каких-то два месяца, будучи атташе британского посольства в Гааге, когда ему было всего 19 лет. Мейринк, Густав (Meyrink) 1868-1932. (Настоящая фамилия - Мейер). Австрийский писатель, один из основоположников мистического реализма ("магический реализм", "черная фантастика", "черная романтика"). Родился в Вене. Незаконнорожденный сын австрийского государственного министра и театральной актрисы. Мэйкен, Артур (Machen) 1863-1947. Английский прозаик, переводчик и актер, один из ведущих предтеч современной "литературы ужасов" и оккультной фэнтези. Мериме, Проспер (Merimee) 1803-1870. Фантастика занимает небольшое, но важное место в его творчестве. Автор готических новелл "Души чистилища", "Венера Илльская", "Локис". Метьюрин, Чарльз Роберт (Maturin) 1780-1824. Ирландский прозаик, драматург. Родился в Дублине, в семье французских протестантов-эмигрантов, в 1803 г. стал пастором; начал активно писать с 1805 г. Славу Метьюрину принес готический роман "Мельмот-скиталец" [Melmoth the Wanderer] (1820; рус. 1833) подробнее Мопассан, Ги де (Maupassant) 1850-1893. В обширном творчестве Мопассана "страшные" новеллы занимают небольшое, но важное место. Свидетельствуя о зарождении психического расстройства, ставшего причиной преждевременной гибели писателя, они вместе с тем демонстируют "натуралистическую" трактовку готической фантастики (например, в "Орля" одержимость призраком описывается как гипноз и как своего рода инфекционная болезнь). Нерваль, Жерар де (Nerval Gerard de) 1808-1855. Поэт и прозаик, один из наиболее глубоких представителей французского романтизма."Зелёное чудовище" Нодье, Шарль (Nodier Charles) 1780-1844. Французский писатель. В своей эссеистике и художественной прозе разработал поэтику грез и сновидений. ("Смарра", "Мадмуазель де Марсан", "Инес де лас Сьеррас") Обри Джон 1626-1697. Английский эрудит и антикварий, автор книги о снах и призраках "Разные заметки" д'Оревильи, Жюль Барбе (Barbey d'Aurevilly) 1808-1889. Один из крупнейших французских прозаиков второй половины века. Мотивы колдовства, порчи, сатанизма неоднократно появляются в его романах ("Околдованная", 1854; "Шевалье Детуш", 1864). Прототипом главного героя новеллы "Пунцовый занавес", впервые напечатанной в сборнике "Дьявольские повести" (1874) - виконта де Брассара - считается знакомый писателя, виконт де Боншан, восхищавший Барбе своим героизмом и жизнелюбием. Перт, Жак Буше де (Boucher de Perthes Jacques) 1788-1868. "Паола" Перуц, Лео (Perutz) 1884-1957. Лео Перуц — известный австрийский писатель, автор фантастических и мистических книг, написанных в жанре «магического романа» {другие представители жанра: Ф. Кафка, Г. Мейринк, А. Кубин). Мрачную экспрессионистическую прозу Л. Перуца отличает захватывающая фабула, детективный сюжет с иррациональной развязкой, повышенный интерес к психическим патологиям, массовому безумию и амнезии. По, Эдгар Алан (Poe) 1809-1849. Выдающийся американский поэт и прозаик. Родился в Бостоне, после смерти матери воспитывался в доме ричмондского коммерсанта Джона Аллана (в честь которого взял второе имя), вместе с его семьей 5 лет прожил в Англии. Учился в Университетете шт. Вирджиния, но не закончил его, поступив добровольцем на военную службу, учился в Военной академии США в Вест-Пойнте; одновременно начал литературную деятельность. Редактор нескольких литературных журналов, По становится знаменитым после публикации "Ворона" - стихотворения, ознаменовавшего "звездный час" американской поэзии. Умер от белой горячки, почти без средств к существованию. Полидори, Джон Уильям (Polidori) 1795-1821. Aнглийский писатель, врач. Автор готической истории "Вампир" (The Vampyre), опубликованной в 1819 году в апрельском номере New Monthly Magazine без указания имени автора. Рабу, Шарль (1803-1871). "Тобиас Гварнери", "Карьера господина прокурора" Радклиф, Анна (Radcliffe) 1764-1823. (урожденная Уорд, Ward) , английская писательница. В готических романах «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797), где таинственному дается реальное объяснение, сохраняется связь с просветительской литературой. Романтики заимствовали у Радклиф тип «героя-злодея», обладателя сильной воли и безудержных страстей. Синклер Мэй (Sinklair) 1863-1942, английская писательница ("Огнь Божий" (1904), "Суд Евы" (1914), "Жуткие истории" 1923). Борхес в конце жизни, говоря о мастерах "страшного" рассказа, назвал рядом с Бекфордом и Де Куинси "некоторые страницы Мэй Синклер" Смит, Кларк Эштон (Smith) 1893-1961. Смит, Шарлотта (1749-1806). Английская писательница, романы которой, помимо многих других достоинств, отличаются и блестящими описаниями готических замков, а также поэтическими картинами природы. Писательница с наслаждением водит читателей по старинным лестницам, которые неожиданно заканчиваются в подземельях и подземных ходах, таинственными комнатами с гобеленами, в которых живут привидения, громадным замковым залам с потемневшими потолочными балками, мрачным библиотекам, в которых хранятся манускрипты с преданиями о тяжелых грехах предков, наказание за которые должно пасть на головы ныне живущих наследников... Лучший роман - "Старое поместье". Толстой Алексей Константинович, граф 1817-1875. Среди ранних прозаических произведений Толстого - готическая повесть "Упырь" (1841 - под псевд. Красногорский), редкий в отечественной литературе пример "вампиристики"; тема продолжена в написанных на французском языке рассказах - "Семья вурдалака" (рус. 1884), "Встреча через триста лет" (рус. 1913), которые сам Толстой считал пробой пера, подражанием Н. Гоголю и многочисленным зарубежным авторам подобной литературы о сверхъестественном. Уиллоби-Мид Джералд английский синолог ("Китайские вампиры и домовые") Уильямс, Чарльз (Williams) 1886-1945, английский писатель, поэт, религиозный мыслитель. Родился в Лондоне в семье служащего. Окончил лондонский Университетский колледж. С 1908 года и до самой смерти работал редактором в издательстве Оксфордского университета. Уильямс собрал множество последователей и учеников еще при жизни. Одно время он был членом отделения "Герметического Ордена Золотого Рассвета". Уолпол, Хорас (Walpole Horace) 1717-1797, английский писатель. Сын премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола. Поселившись в 1747 г. в Строберри-Хилл, неподалеку от Лондона, выстроил замок в готическом стиле и открыл типографию, в которой напечатал свои книги "Каталог венценосных и благородных английских писателей" (1758) и "Анекдоты об английской живописи" (1762-1771). В историю литературы (не только английской, но и мировой) Уолпол вошел как автор романа "Замок Отранто" (1765), положившего начало жанру "готического романа", "романа тайн и ужасов", последователями которого были знаменитая Анна Радклиф (и менее у нас известный Мэтью Грегори Льюис, автор романа "Монах"), в XIX веке Чарльз Метьюрин, создатель "Мельмота Скитальца"; в XX веке - Брэм Стокер, автор романа "Дракула". С легкой руки Уолпола "готика" стала одной из самых примечательных и самых прочных традиций английской литературы, и по сегодняшний день имеющей своих последователей. В ней особенно явственно сказалось присущее английской словесности сочетание необыкновенной занимательности и изысканной интеллектуальной игры. (1717-1797). Хогг, Джеймс (Hogg) 1770-1835. Шотландский поэт и романист, известный под прозванием Эттрикский пастух. Родившись в 1770 в округе Эттрик на англо-шотландской границе, Хогг прекрасно знал народные баллады и легенды того края, помогал В.Скотту составлять "Баллады Шотландской границы" (1806-1808) и обращался к местным верованиям и фольклору в своем творчестве. Хоторн, Натаниэль (Hawthorne) 1804-1864. Один из ведущих представителей романтизма (в частности, готического романа) в литературе США 19 века. Сюжет самого известного романа Хоторна, "Алая буква" [The Scarlett Letter] (1850), строится вокруг секретного медецинского эксперимента; Шелли, Мэрри (Shelley) 1797-1851. Выдающаяся английская писательница. Драмы в жизни Шелли начались в ранней юности, когда она, влюбившись в выдающегося английского поэта Перси Биши Шелли, бежала с ним в Швейцарию и спустя два года вышла за него замуж (жена поэта к тому времени покончила жизнь самоубийством); Эверс, Ганс (Ewers) 1871-1943. Автор исторических и фантастических романов. С 1934 г. председатель Союза Германских Писателей. Всю первую половину XX века он завораживал европейского читателя своими мрачными тягостными историями. Эверс — настоящий мастер ужасов, его притягивают самые крайние формы психических аномалий, извращенные склонности стариков, детский садизм, демонические женщины, экстатические культы и средневековая магия.