Пт, 29.03.2024, 01:33

Приветствую Вас, Гость · RSS

Главная · Регистрация · Вход

Меню сайта
Категории
Готы, кто они? [43]
Описание готической субкультуры.
Без перевода [8]
Статьи с иностранных сайтов...
Оккультизм [16]
Таинства, символы, знаки...
Разное [26]
Мистика, оккультизм, энергетика...
Творчество [57]
Ваше творчество (стихи, интересные мысли, идеи...)
Рассказы [15]
Рассказы о готах, истории, фестивали...
Литература [7]
Готические произведения, книги, издания.
Искусство [23]
Готический стиль в живописи, архитектуре, музыке.
Музыка [30]
Группы, рецензии, интервью, стили.
Пишут СМИ... [19]
Статьи из молодёжных журналов, заблуждения, неправильное трактование, стереотипы...
Религия [8]
Религии мира, культы
Мини-чат
Наш опрос
Ваше убеждение или вера
Всего ответов: 542
Gothic TOP
Группа
Поддержка


Главная » Статьи » Религия

Древнеегипетская Книга Мертвых (Часть 3)
Глава 125

Говорится при достижении Зала Двух Истин; избавление N от всех дурных дел, которые он совершил; созерцание ликов всех богов.

Говорит N :

- Хвала тебе, великий Бог, владыка Двух Истин! Я пришел к тебе, мой владыка. Ты привел меня, чтобы я увидел твою красоту. Я знаю тебя. Я знаю твое имя. Я знаю имена 42-х богов, пребывающих с тобою в этом Зале Двух Истин, которые живут злыми, питаясь их кровью в день ответа перед Ун-Нефером. Две Дочери, Два Его Ока, Владыка Истины — имя твое.

Вот я пришел в тебе. Я принес тебе правду, я отогнал ложь для тебя. Я не поступал неправедно ни с кем; я не убивал людей. Я не творил зла вместо справедливости. Я не знаю ничего, что нечисто. Я не притеснял бедного. Я не делал того, что мерзко богам. Не оскорблял я слугу перед хозяином. Я не причинял никому страданий. Никого не заставлял плакать. Я не убивал и не заставлял убивать. Я никому не причинял боли. Я не уменьшал жертвенную еду в храмах. Я не уносил хлеба богов. Я не присваивал заупокойных даров. Я не развратничал. Я не мужеложствовал. Я не уменьшал меры зерна. Я не убавлял меры длины. Я не покушался на чужие поля. Я не утяжелял гири весов. Я не облегчал чаши весов. Я не отнимал молока от уст младенца. Я не уводил скот с его пастбищ. Я не ловил птиц богов, не удил рыбу в их водоемах. Я не задерживал воду в ее время. Я не строил запруд на текущей воде. Я не гасил огонь в его время. Я не удалял скот от имущества Бога. Я не задерживал Бога при его выходах. Я чист, я чист, я чист, я чист!

Моя чистота — чистота Феникса из Гераклеополя, ибо я нос Владыки Дыхания, который дает жизнь всем рехит в день Восполнения Ока Уджат в Гелиополе в последний день второго месяца зимы перед Владыкой этой Земли. Я один из тех, кто видел полноту Ока в Гелиополе. Ничего дурного не случится со мною в этой стране и в этом Зале Двух Истин, ибо я знаю имена этих богов, которые находятся в нем, спутников Великого Бога:

• Широко Шагающий, вышедший из Гелиополя, я не грешил.
• Обнимающий Пламя, вышедший из Хераха, я не воровал.
• Носатый, вышедший из Гермополя, я не был жадным.
• Глотающий Тени, вышедший из пещеры, я не крал.
• Свирепый Ликом, вышедший из Ра-Сетау, я не убивал людей.
• Рути, Вышедший Из Неба, я не уменьшал меры.
• Кремнеглазый, вышедший из Летополя, я не делал дурных вещей.
• Пылающий, вышедший задом, я не крал имущества Бога.
• Ломающий Кости, вышедший из Гераклеополя, я не говорил лжи.
• Процветающий в пламени, вышедший из Мемфиса, я не уносил еды.
• Обитатель Пещеры, вышедший с Запада, я не был раздражительным.
• Белозубый, вышедший из Фаюма, я не преступал закона.
• Поедатель Крови, вышедший из места бойни, я не убивал божественного скота.
• Поедатель внутренностей, вышедший из двора 30-ти я не ростовщичествовал.
• Владыка Правды, вышедший из Двух Истин, я не воровал хлеба.
• Сбивающий с пути, вышедший из Бубастиса, я не подслушивал.
• Бледный, вышедший из Гелиополя, я не был болтливым.
• Дважды Злющая Гадюка, вышедшая из Анеджи, я не препирался ради моего имущества.
• змей Уамемти, вышедший из места казни, я не прелюбодействовал.
• Видящий-То-Что-Он-Унес, вышедший из дома Мина, я не был нечистым.
• Ты-Кто-Над-Первородным, вышедший из Имад, я не внушал ужас.
• Разрушитель, вышедший из Ксоиса, я не преступал закона.
• Творящий Несчастье, вышедший из Урит, я не гневался.
• Дитя, вышедшее из Гелиопольского нома, я не был глух к словам правды.
• Произносящий Изречения, вышедший из Унси, я не творил несчастья.
• Бубасти, вышедший из Шетит, я не подмигивал.
• ты с Лицом-Назад, вышедший из могильной ямы, я не развратничал, я не мужеложствовал.
• Горяченогий, вышедший из сумерек, я не лицемерил.
• Темный, вышедший из темноты, я не препирался.
• Приносящий свои приношения, вышедший из Саиса, я не совершал насилия.
• Владыка Лиц, вышедший из Наджефта, я не был вспыльчивым.
• Советчик, вышедший из Унет, я не искажал мою природу, я не омывал Бога.
• Рогатый, вышедший из Асьюта, я не болтал.
• Нефертум, вышедший из Мемфиса, я не творил неправды, я не делал зла.
• Не Дающий Остаться В Живых, вышедший из Бусириса, я не оскорблял Царя.
• Ты-Делающий-Что-Хочешь, вышедший из Антеополя, я не не переходил вброд через воду.
• Ихи, вышедший из Нуна, я не повышал голос.
• Дающий Процветание рехит, вышедший из своего обиталища, я не оскорблял Бога.
• Соединитель хороших вещей, вышедший из нома Гарпуна, я не был надменным.
• Соединитель Ка, вышедший из города, я не делал различия между собой и другими.
• Верхнеглавый, вышедший из ямы, не велико было принадлежащее мне имущество.
• Несущий Свою Руку, вышедший из Страны Молчания, я не оскорблял Бога в моем городе.

Говорит N. :

— Слава вам, боги! Я знаю вас. Я знаю ваши имена. Вы не скажете о моих грехах этому Богу, в свите которого вы состоите. Обвинения против меня не будет перед лицом Владыки Вселенной, ибо я творил правду в Та-Мери. Я не оскорблял Бога. Нет обвинения против меня у царя в его день.

Слава вам, находящиеся в Зале Двух Истин, не имеющие в себе лжи, живущие правдой и пьющие правду перед лицом Хора, сияющего в его солнечном диске. Избавьте меня от Бабаи, живущего внутренностями старших в этот день Великого Расчета.

Вот я пришел к вам. Я без греха, без порока, без зла, без слабостей. Нет того, против кого я бы сотворил что-нибудь. Я живу правдой. Я пью правду моего сердца. Я делал то, что просили люди и что нравилось богам. Я умилостивлял Бога тем, что ему приятно. Я давал хлеб голодному, воду — жаждущему, одежду — нагому, ладью для переправы — не имеющему ее. Я совершал жертвы богам и заупокойные жертвенные службы светлым душам (аху). Освободите меня, защитите меня. Не говорите против меня перед лицом Великого Бога. Я чист устами, я чист руками. Я тот, кому говорят «Приди с миром!» те, кто видят его, ибо я слышал этот разговор осла и кошки в доме Того-У-Кого-Открыт-Рот. Если я буду свидетельствовать перед ним, он будет оглашать.

Я видел разделывание дерева Ишед в Ра-Сетау. Я — жрец сэм богов73, который знает, что у них внутри. Я пришел, чтобы свидетельствовать правду и привести весы в равновесие.

О Бог высокий на своем пьедестале, владыка короны Атеф74, взявший себе имя «Владыка Дыхания»! Избавь меня от твоих вестников, которые причиняют зло и приносят бедствия, чьи лица не выражают сострадания, ибо я творил правду для Владыки Правды. Я чист, моя грудь чиста, моя спина чиста, моя середина — место правды, нет ни одного моего члена, лишенного правды. Я омылся в южном водоеме. Я упокоился в Северном городе на полях кузнечиков, где я омылся в этот час ночи или дня, чтобы успокоить сердца богов, когда я прохожу по ним (полям) ночью или днем.

—Пусть он войдет,— говорят они мне.— Кто ты? — говорят они мне.— Как имя твое? — говорят они мне.
—Я владыка побегов зарослей папируса. Тот-Кто-В-Маслине — имя мое.
—Через что ты прошел? — говорят они мне.
—Я прошел через северный город зарослей.
—Что ты видел там?
—Бедро и голень.
—Что ты сказал им?
—«Я видел ликование в землях азиатов».
—Что они дали тебе?
—Пламя огня и кристалл.
—Что ты с ними сделал?
—Я похоронил их на берегу Озера Правды как вечерние вещи.
—Что ты нашел там, на берегу Озера Правды?
—Жезл из кремня. Податель Дыхания — имя его.
—Что ты сделал с огнем и кристаллом после того, как ты похоронил их?
—Я оплакал их. Я вырыл их. Я загасил огонь, я сокрушил кристалл. Я бросил их в озеро.
—Иди! Войди через эти врата Зала двух истин, ты знаешь нас.
—Мы не дадим тебе пройти мимо нас,— говорят косяки этих врат,— пока ты не скажешь наше имя.
—Гиря Точного Отвеса — ваше имя.
—Я не дам тебе пройти мимо меня,— говорит правая створка этой двери,— пока ты не назовешь мое имя.
—Чаша Весов Для Взвешивания Правды — твое имя.
—Я не дам тебе пройти мимо меня,— говорит левая створка этой двери,— пока ты не назовешь мое имя.
—Приношение Вином — имя твое.
—Я не дам тебе пройти мимо меня,— говорит порог этой двери,— пока ты не назовешь мое имя.
—Бык Геба — имя твое.
—Я не открою тебе,— говорит задвижка этой двери,— пока ты не скажешь моего имени.
—Плоть Матери Его — твое имя.
—Я не открою тебе,— говорит засов этой двери,— пока ты не скажешь моего имени.
—Живое Око Собека75 Владыки Баху — твое имя.
—Я не открою тебе, я не дам тебе пройти мимо меня,— говорит привратник этой двери,— пока ты не назовешь моего имени.
—Хат Шу, Которое Он Дал Как Защиту Осириса,— твое имя.
—Мы не дадим тебе пройти мимо нас,— говорят притолки этой двери,— пока ты не назовешь наших имен.
—Они — Отродья Кобр.
—Ты знаешь нас. Проходи.
—Ты не ступишь на меня,— говорит пол этого зала.
—Но почему? Я чист.
—Потому, что я не знаю имен твоих ног, которыми ты ступаешь по мне Скажи мне.
—Тайный образ Мина — имя моей правой ноги, Унпет Хатхор — имя моей левой ноги.
—Пройди по нам. Ты знаешь нас,— говорят они.
—Я не доложу о тебе,— говорит привратник зала,— пока ты не скажешь моего имени.
—Ведающий Сердца,— Испытующий Утробы — имя твое.
—Кому я должен доложить о тебе из богов, которые на своих постах?
—Скажи это Проводнику Обеих Земель.
—Кто это Проводник Обеих Земель?
—Это Тот.
—Входи! — говорит Тот.— Зачем ты пришел?
—Я пришел держать ответ.
—Каков ты?
—Я чист от всякого греха и пороков тех, кто пребывает в свой день. Я не нахожусь среди них.
—Кому доложить о тебе?
—Тому, у кого потолок — огонь, стены — живые кобры, пол его дома — вода.
—Кто это?
—Это Осирис.
—Иди, о тебе доложили. Твой хлеб — Цельное Око, твое пиво — Цельное Око, смертные жертвы тебе на Земле — Цельное Око. Так говорит он N. Говорится при входе в Зал Двух Истин.

Это изречение произносится, когда он чист и омыт, после того как он облачился в свои одеяния, обут в белые сандалии, и умащен миррой, и преподнес молодого бычка, курицу, ладан, хлеб, пиво и овощи.

Смотри! Перепиши для себя этот текст. Напиши его на чистой поверхности Нубийскими чернилами и измажь его землей, на которую не ступал лев. Что до того, в чьем распоряжении имеется этот свиток, он и его дети будут продолжать процветать и не будут голодными. Он будет известен Царю и его двору. Будут даны ему печенье, кувшины, хлеб-песэн, и толстый кусок мяса с алтаря великого Бога — Владыки Дуата. Он не будет прогнан ни от каких ворот Запада. Его повлекут вместе с царем Верхнего и Нижнего Египта. Он будет в свите Осириса. Воистину замечательное изречение, проверенное миллионы раз.

Глава 138

Изречение входа в Абидос и пребывания в свите Осириса.

Говорит N :

— О вы, боги, обитающие в Абидосе, весь Суд во всей его полноте! Ликуйте при моем приближении. Вы увидите моего отца Осириса. Я был испытан и вышел перед ним.

Я его Хор, владыка Черной страны и Красной страны76. Я захватил все, будучи непобедимым, чье Око преобладает над врагами его, кто спас своего Отца, унесенного потоком, и спас свою мать; кто сокрушил своих врагов и изгнал грабителей отсюда, кто заставил замолчать мощь Вредного. Я правитель толпы, Владыка Обеих земель, взявший лучшее в царстве своего Отца.

Я был судим, я был оправдан. Я преобладаю над своими врагами. Произойдет с ними то, что они делали против меня. Моя сила — это моя защита. Я сын Осириса. Мой Отец Защитил свое тело от Зловредных.

Глава 175

Изречение, не дающее умереть вторично.

Говорит Осирис N, правдивый голосом:

«О Тот, что будет сделано с детьми Нут? Они создали войну, они подняли шум, они творили неправду, они породили восстания, они устроили резню, они породили стражу. Более того, они сделали великое ничтожным во всем, что я создал. Окажи же действенную помощь, о Тот!» — говорит Атум. «Ты не будешь более испытывать зло, ты не будешь страдать. Их годы сокращены, их последние месяцы подошли к концу, пока они тайком творили пакости во всем, что ты создал». Я — твоя палетка, о Тот, я принес тебе твой сосуд с водой77. Я не нахожусь среди тех, кто предал свои тайны. Предательство не зародится во мне.

Говорит Осирис N:

О Атум, что это значит, что я отправляюсь сюда. Ведь здесь нет воды и нет воздуха. Это место такое глубокое, такое темное и такое пустынное! — «Здесь живут в спокойствии сердца».— Но ведь здесь нет любовных наслаждений! — «Я дал просветление вместо воды, воздуха и любовных наслаждений и спокойствие сердца — вместо хлеба и пива»,— молвил Атум.— «Ты улицезреешь, что я не дам тебе страдать от лишений».— (Но) ведь каждый бог отправил свой трон в Ладье Миллионов. (Лет)! — «Твой трон (принадлежит) твоему сыну Хору»,— молвит Атум.— Будет ли он посылать старших? — «Я сделаю так, что он будет посылать старших. Он будет повелителем твоего трона и унаследует трон на Острове Пламени». Прикажи, чтобы [бог — ?] увидел спутника его; чтобы я лицезрел лик владыки моего Атума.

«А каково время жизни?» — говорит Осирис. «Ты будешь пребывать миллионы миллионов лет, время [твоей жизни] — миллионы лет. [Когда-нибудь] я уничтожу все, что я создал. Эта Земля вновь станет хаосом и наводнением, как было вначале. [Только] я, я и Осирис [останемся в живых], и я приму облики змей, которых не знают люди и не видели боги. Как прекрасно то, что я сделал для Осириса, больше, чем для всех других богов, ибо я дал ему владение, а его сын Хор унаследовал его трон на Острове Пламени. Я дал ему место в Ладье Миллионов Лет, и Хор утвердился на фасаде [его дворца], желая воздвигнуть его монументы». «Будет ли душа Сэтха послана [на Запад] скорее, чем (души) всех других богов?». — «Я взял под стражу его душу в Ладье из-за его желания заставить трепетать от страха тело Бога».

О мой отец Осирис, сделай для меня то, что сделал для тебя твой отец Ра! Пусть я «продолжусь»78 на Земле; пусть я воздвигну мой трон. Пусть мой наслед­ник будет здоров; пусть моя гробница будет прочной и пусть моя челядь будет на Земле. Пусть мои враги будут, как плоды сикоморы, и пусть (богиня) Селкет79 стережет их оковы. Я твой сын, отец мой Ра! Сделай (все) это для меня, для жизни, процветания и здоровья, и Хор утвердится на его фасаде. Сделай так, чтобы отпущенное мне время прошло в достижении достоинства среди достойных.

...звук молитвы — в Гераклеополе, ликование — в Наирутэф. ...он наследует его трон; он управляет всем на двух берегах. Эннеада умиротворена этим. Сэтх ... «О владыка мой Атум,— говорит Осирис,— пусть Сути трепещет от ужаса, когда он видит мои образы... Пришли ко мне все люди, все пат, все рехит, все хенмемет ... (склоняясь) в поклонах, когда они видят меня, ибо ты заставил бояться меня и создал благоговение передо мной ... все его ...». Тогда пришел Сути; его голова склонена, лицо касалось земли, ибо он видел, что было сделано против него… (кровь), которая капала из его носа. Тогда Осирис оплодотворил [землю] кровью, вышедшей из Гераклеополя. .., чтобы видеть Осириса. Он нашел его сидящим в его доме, его голова распухла от жжения ... Тогда сказал Осирис: «Надави на эти опухоли, чтобы исторгнуть кровь и зловонный гной из них в болото. ... мое лицо, чтобы я мог возвысить мой лоб. Распорядись начальнику мастеров относительно [этого], мое тело ...». Сказал Ра Осирису: «Твое лицо укреплено, возвышен твой лоб. Как силен страх перед тобой, как велико преклонение тебе ... которые вышли к тебе из моих уст! Смотри, твое имя пребывает миллионы миллионов лет». Пребывает это имя его ... Его имя первенствует в Гераклеополе, великая корона атеф — на его голове. Миллионы, сотни тысяч, десятки тысяч и тысячи ... [ему] даны хлеб и пиво, быки и птицы и все прекрасное и чистое, больше, чем найдется, воды в речном потоке. ... миллионами утверждены перед ним; напитки тысячами дарованы ему; пропитание его прекрасное ...

Сказал Ра Хору: «Подобного тому, что было сделано для тебя, не делалось никогда. Осирис заставил меня сделать это из почтения к его словам. ... это вышло к тебе из моих уст, и жертвенные хлеба воссуществуют. Твое имя было сообщено ( какому-то божеству — М. Ч.) ... Она не даст дыхания ... пребывает имя ее великое в Гераклеополе. Как велик страх перед тобой, как велико преклонение тебе, наследник в доме Осириса, рожденный Исидой — божественным Оком! Осирис N будет существовать, как существуешь ты, он «продолжится» как «продолжаешься» ты, ибо его годы на Земле подобны твоим годам, и наоборот — миллионы, миллионы, миллионы лет».

Говорится над изображением Хора, сделанным из ляпис-лазури, помещенным на горле мумии в качестве защиты на Земле, которую дает челядь человека людям, богам, аху и покойным. Это их добрые дела, которые спасут его в Херет-Нечер. Пусть это будет сделано также и для тебя. Воистину замечательное изречение, проверенное миллионы раз для Осириса N.

Глава 191

Изречение, чтобы принести душу к телу.

Говорит N :

— О ты, уносящий души живых! О ты, отсекающий тени! О вы, боги над живущими! Идите, принесите душу Осириса N, чтобы она могла соединиться с телом, чтобы его сердце возрадовалось, чтобы его душа вошла в его тело и в его сердце; поместите его душу в его тело и в его сердце, соедините его душу с телом и его сердцем. Принесите их ему, боги, в храм Бенбен в Гелиополе позади Шу, сына Атума. Его сердце, как у Ра, его сердце-хат, как у Хепри. Дважды чисты приношения твоему Ка, твоему телу, твоей душе, твоей тени, твоей мумии, о N, в Дуате навечно.

Глава 192

Иное изречение (подобное предыдущему).

— О Осирис N, дважды живой, дважды юный! Нет никакого зла в том месте, где ты находишься. Ты выходишь днем, ты наслаждаешься его лучами, и боги сидят в том месте, где ты пребываешь. Ты поднимаешься и опускаешься, и ноги твои не отторгнуты. Ты входишь к богам беспрепятственно. Открыты для тебя двойные двери Дуата в стране тишины; открыты для тебя врата тайных областей. Стражи простирают к тебе руки, радуясь твоему приближению, и говорят: «Ты входишь приятным, Осирис N, любовь к тебе — с тем, перед кем ты идешь». Они встречают тебя многочисленными хвалами, и каждый присоединяется к ним. Они говорят тебе, Осирис N, когда они окружают алтарь пред тобою: «Ты входишь приятным, ты выходишь любимым!»

Он80 ставит тебя во главе их, он доволен тобой, и ты разделяешь с ним приношения. Он защищает тебя, он устраняет твое зло.

Привет тебе! Безгрешные любят тебя, они, обитающие в Херет-Нечер, заботятся о тебе, Осирис, царствующий на Западе, правогласный Осирис N. Обитающие в Дуате идут к тебе с восхвалениями. Они обращают свои взоры навстречу тебе, глава богов, видят тебя, Осирис N, глава богов, приказывающий тем, чьи места сокрыты. Они радуются тебе. Ты — рядом с тем местом, где пребывают боги!

Комментарии

1. Херет-Нечер - общее название загробного мира. Иногда обозначает гробничные росписи, мир изображений, а также самый некрополь.

2. N - здесь и далее имя покойного, обладателя «Книги Мертвых».

3. Тот - бог мудрости и искусств, создатель иероглифического письма. Главный бог и покровитель города Гермополь. Во время посмертного суда записывал показания божественных весов. Представлялся в образе павиана, ибиса или в антропоморфном облике с головой ибиса.

4. Осирис - владыка Загробного мира. Имеет множество имен, самое частое Ун-Нефер, «Существующий Прекрасным». Согласно греческому историку Плутарху, Осирис когда-то был царем Египта. Он был мудрым и справедливым властителем, научившим людей земледелию. Был коварно убит своим братом Сэтхом и его сообщниками. Сэтх разрубил тело Осириса на части и разбросал их по всей стране. Исида, верная и любящая сестра и жена Осириса, собрала их, а бог Анубис соединил их и изготовил из тела Осириса первую в истории мумию. После этого Исида чудесным образом зачала от мертвого мужа сына Хора. Когда Хор подрос, он вступил в смертельную схватку с Сэтхом и одолел его, получив по праву трон своего отца. Хор оживил Осириса, дав ему проглотить свое Око, но тот уже не вернулся на Землю и царствует над умершими, верша над каждым новопреставленным справедливый суд. Во время этого суда на одну чашу весов клали перо - символ богини Маат (справедливость, истина, правда, мировой порядок), а на другую сердце покойного. Если весы оставались в равновесии, это означало, что сердце не отягощено грехами. Тогда покойный объявлялся «правдивым голосом» и отправлялся на Поля Хотеп (Поля Мира), где его ожидали встреча с родными и близкими и вечное блаженство. Если же сердце перевешивало правду, то это означало, что оно преисполнено грехов. В таком случае покойного ожидал окончательный конец его пожирало страшное чудовище Амаит, жуткий гибрид льва, крокодила и гиппопотама. Во время суда Осирис сидит на троне в окружении сорока двух богов. Похоже, что суд приурочен к прибытию Ра в загробный мир, так как он изображается присутствующим на суде, являясь, по сути, верховным судьей всех, живущих на Земле. Осирис был первым существом, победившим смерть, и после него подобная участь уже могла ожидать каждого. В текстах покойный именуется «Осирис N». Тем самым подчеркивается, что как воскрес Осирис, так воскресил и почивший. Часто можно прочитать, что слово «Осирис» было синонимом слова «покойный». Думаю, что здесь в первую очередь подчеркивалось как бы уже декларированное воскресение умершего.

5. Нут - богиня неба. Представлялась в облике женщины, склонившейся над Землей, или небесной коровы.

6. Хор — солнечный бог, сын Осириса и Исиды. Представлялся в образе сокола или антропоморфной фигуры с головой сокола. Как солнечный бог он представлялся в виде крылатого солнца.

7. Ра — бог солнца, фактически главный бог египетского пантеона. Центром его культа был город Гелиополь, но почитался он во всем Египте. Воплощался в образе сокола или кобчика. Ра отождествлялся с гелиопольским Атумом и объединялся с ним в божество Ра-Атум. Так же он объединялся с Хепри и образовывал единого солнечного бога Хепри-Ра-Атума, где Хепри символизировал утреннее солнце, Ра -- дневное, а Атум вечернее. Днем Ра плывет по небу на своей дневной барке Манджет, а вечером пересаживается в ночную барку Месектет. В этой барке он спускается в Дуат, где ему приходится вступать в бой с силами мрака и хаоса, в первую очередь с гигантским змеем Апопом. Победив их, Ра привносит свет и тепло в Дуат. Обитающие там покойники радостно приветствуют Ра и. ликуя, провожают его до Срединных Врат на Полях Иалу, через которые он возвращается в мир земной. Вместе с Ра, на его барке этот путь проделывает и оправданный на загробном суде человек, управляя канатами божественной ладьи. Ра создал людей: однажды он заплакал, и из его пролитых слез возникли люди.

8. Ра-Сетау —-- дословно «Дверь Протаскивания». По всей видимости, это проход в иной мир, через который Ра попадает туда. Когда это происходит, на Земле наступает ночь. Через этот проход отправляются и души умерших. Пересекая границу между мирами, человек «рождается» в ином мире. Поэтому в «Книге Мертвых» покойный несколько раз заявляет. «Я родился в Ра-Сетау». Владыкой Ра-Сетау был бог Сокар. Там же покойный получал своего первого помощника -- бога Уп-Уаута («Открыватель Путей») в облике черного шакала или собаки.

9. Барка Хену - ладья бога Сокара. Во время праздников, посвященных этому богу, его изваяние помещалось в барке Хену, установленной на полозья, и торжественно возилось вокруг полей в сопровождении толп людей с гирляндами цветов на шеях.

10. Имеются в виду весы, на которых взвешивается сердце покойного во время посмертного суда.

11. Озеро Двух Истин: находится в Аменти (первый регион иного мира). Посреди этого озера располагается Остров Правды, на котором находится Зал Двух Истин, где вершится посмертный суд.

12. Эннеада - «Девятка». Изначальные девять богов города Гелиополь: Атум, IIIу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сэтх и Нефтис. По образцу гелиопольской девятки создавались свои эннеады и в других центрах.

13. В данном случае - одно из имен Осириса.

14. Т. е. с Осирисом.

15. Поля Иалу — «Поля Камыша», втрой по счету регион загробного мира; находятся где-то в районе земного Абидоса. Поля Иалу последний этап в посмертном странствии души. Здесь находится дом Осириса с двадцатью одним пилоном (вратами). Посреди Полей Иалу растут две сикоморы из бирюзы, между которыми проплывает в своей барке Ра-Атум, так как над ними находятся Срединные Врата Неба, ведущие на восточный горизонт. Поля Иалу обнесены металлической стеной и окружены длинной и бесконечно широкой рекой, в которой нет ни рыб, ни змей. На этих полях оправданный на посмертном суде покойный трудится каждый божий день. Здесь растут ячмень и пшеница сказочной высоты, которые покойный должен посадить, вырастить и собрать.

16. Дуат - загробный мир. Был одной из составных частей вселенной (небо, земля, Дуат, вода, горы). Дуат. похоже, располагается за пределами видимой реальности; во всяком случае, его нельзя однозначно отнести ни к подземному миру, ни к небесному. Это область «совсем глубокая, совсем темная и бесконечная». В общих чертах Дуат повторяет земной Египет, но, судя по всему, он в десятки раз превосходит его по площади. К тому же Дуат — это свернутое в кольцо пространство, образованное согнутым телом Осириса: так Дуат часто изображался на папирусах и стенах гробниц. Попасть в Дуат можно через проход в скалах на западном берегу Нила в районе Абидоса. В Дуате имеются пещеры, озера пламени, где сжигаются души, тела и даже тени грешников. Но в Дуате имеются и приятные места, а именно Поля Хотеп («Поля Мира», т. е. поля вечного блаженства с Полями Иалу), которые, судя по всему, занимают всю «позитивную» часть Дуата. В Дуат каждую ночь приходит бог Ра на своей солнечной барке. За двенадцать часов ночного плавания Ра проходит весь Дуат, достигает Полей Иалу и сквозь Срединные Врата возвращается на восточный горизонт неба.

17. Каждую ночь, во время своего двенадцатичасового плавания через Дуат, Ра вступает в смертельную схватку с силами мрака и с помощью своих спутников побеждает их, вызывая радость и ликование обитателей Загробного мира, подобно тому как он разгоняет тьму над Землей, когда, пройдя Срединные Врата Полей Иалу, вновь появляется на восточном горизонте. Ночному путешествию Ра через мир иной посвящено специальное произведение, носящее название «Ам-Дуат» («То, что в Дуате»). В этой книге о топографии Загробного мира говорится подробнее, чем в «Перэт эм херу», особенно о том, что касается описаний египетского «ада» -- пылающих котлованов или котлов, в которых сжигаются тела, души и тени грешников.

18. Атум -- бог солнца, демиург, глава и создатель гелиопольской эннеады. Один из древнейших богов Египта. По гелиопольской космогонии Атум возник из предвечного океана-хаоса Нуна. Один, без женской пары, он породил первую чету богов: Шу (воздух) и Тефнут (влага), от которых впоследствии произошли остальные боги. Во многих текстах Атум выступает как вечернее солнце, отождествляясь с Хепри (утреннее солнце) и Ра (дневное), и часто выступает как триединый бог Хепри-Ра-Атум. Имя «Атум» одновременно означает «Все» и «Ничто». Изображался в антропоморфном облике.

19. Рути — пара богов в облике львов; отождествлялись с Шу и Тефнут. Им принадлежали утренняя и вечерняя солнечные барки, поэтому покойный, отождествляясь с ними, получал возможность путешествовать вместе с богом-солнцем. Рути часто воспринимались как единое божество.

20. Птах - главный бог и покровитель города Мемфис, однако почитался во всем Египте и даже за его пределами, в Нубии, Палестине, на Синае. Согласно мемфисской космогонии, Птах был демиургом и создал Вселенную и все, что ее наполняет, с помощью творящего божественного слова. Все, что должно было возникнуть, появилось сначала в его сердце, а затем, будучи названным Богом вслух, воссуществовало. Птах представлялся всегда антропоморфно: в виде стоящей мумии с посохом в руках и погребальным чепцом на голове.

21. Т. е. питаюсь ими.

22. Ушебти — «ответчик». Небольшая фигурка, помещавшаяся в гробницу с целью заменить покойного в работах на Полях Иалу. Когда покойный призывался на работы, ушебти должен был ответить за него «Я здесь!» и отправиться в поле. Судя по всему, ушебти — близкая аналогия волшебным куколкам наших сказок, выполнявшим за героя или героиню различные «грудные задачи». Ушебти изготовлялся в виде мумии с открытыми головой и руками, в которых он держит мотыгу. Чаще всего ушебти бывают деревянными или керамическими.

23. Нефер-Аменти — «Прекрасный Запад». Одно из названий Загробного мира. Несколько конкретнее - название его первого региона. Аменти располагался в районе земных Фив. Попадают туда, пройдя Ра-Сетау и миновав всевозможные препятствия. В Аменти посреди Озера Правды (Озера Двух Истин), на Острове Правды стоит здание, где в Зале Двух Истин происходит посмертный суд.

24. Т. е. умер и достиг Запада.

25. Нун —- олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. Из Нуна появился Атум — демиург гелиопольской космогонии. Нун изображался в виде старца, стоящего по пояс в воде, держащего на поднятых руках солнечную барку.

26. Шу — «Пустота», «Свет», «Воздух». Бог света и воздуха. Супруг богини Тефнут (влага). Вместе они составляли первую пару богов, порожденных Атумом. От этой пары родились Геб (земля) и Нут (небо). Позднее Шу разделил своих детей, подняв Нут на вытянутых руках и встав между ними.

27. Имси -- титул бога плодородия Мина как носителя посоха имес.

28. Исида — одна из самых великих богинь Египта. Сестра и жена Осириса, мать Хора Богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и семейной верности, в античной традиции богиня мореплавания. После убийства Осириса Сэтхом Исида с помощью своей сестры Нефтис долго искала его тело. Найдя его, она оплакала своего мужа; ее слезы пролились в Нил, отчего произошли ежегодные разливы реки. Исида чудесным образом зачала от мертвого Осириса сына Хора и вырастила его, спрятав в болотах Дельты от Сэтха и его приспешников. Позднее, во время многолетней борьбы Хора с Сэтхом, Исида всячески помогала сыну и защищала его. Образ Исиды был необычайно популярен и в начале нашей эры распространился по всему огромному пространству Римской, империи, оказав явное влияние на сложение образа Богоматери в христианской традиции, особенно на ее иконографию в искусстве.

29. Нефтис - младшая дочь Геба и Нут, сестра Осириса, Исиды и Сэтха, которому приходилась женой. Однако со своим мужем, судя по текстам, она никак не связана. Наоборот: она всячески помогает Исиде в поисках тела Осириса, оплакивает его, вместе с сестрой охраняет его.

30. Название некоей категории людей, имеющей как социальный, так и религиозный оттенок Общепринятый перевод этого слова как «простонародье» не может считаться для религиозных текстов полностью удовлетворительным.

31. Наирутеф - некрополь в Абусир эль-Мелек.

32. Не вполне выясненный термин, скорее всего означающий «область», «район», «владение» и т. п. Иногда обозначает «остров», «холм». Поля Хотел разделены на четырнадцать иат.

33. Ху — божество высказанного вслух творческого слова Бога, создателя вселенной.

34. Сиа - божество неизреченной мысли Бога. Все на свете появилось сначала в сердце Бога (т. е. было задумано им: Сиа), но воссуществовало в материальном обличье только после того, как он произнес их названия и имена вслух (Ху).

35. Имеется в виду Око Хора Уджат, пораненное и украденное Сэтхом и возвращенное и исцеленное («восполненное») Тотом, отчего оно часто именовалось «Цельное», «Полное».

36. Упоминание мифа о творении, когда вселенная появилась в зрачке Бота, т. е. когда он открыл глаза и увидел ее. (Видимо, по этой причине иероглиф, обозначающий слово «делать», «производить», представляет собой изображение глаза). Чтобы полностью создать вселенную, Бог отправил свое творящее Око по всем ее уголкам, а пока оно странствовало, он сотворил себе другое. Когда же творящее Око вернулось и обнаружило, что его место занято, оно страшно рассердилось, и тогда Бог поместил его себе на лоб.

37. Имсети, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф сыновья бога Хора. Почитались как астральные божества, спутники Большой Медведицы. Именовались также Четырьмя Столпами Неба. Охраняли Осириса и защищали его от врагов. То же самое они делают и для становящегося «Осирисом» человека. Участвуют в мумификации покойного и хранят в специальных емкостях - канопах его внутренности.

38. Анубис - покровитель умерших. Изображался в виде лежащего черного шакала, или дикой собаки-саб, или человека с собачьей или шакальей головой. Вместе с Исидой Анубис искал и нашел изрубленное тело Осириса, собрал его части и изготовил первую мумию. Анубис встречает покойного при входе в Зал Двух Истин, вводит его туда, а во время суда взвешивает на весах его сердце.

39. Тефнут - олицетворение влаги; дочь Атума, сестра и жена бога Шу. Земное воплощение Тефнут - львица.

40. Дерево Ишед - одно нз священных деревьев. Говорили, что бог Ра разделал дерево Ишед однажды утром после низвержения своих врагов. Эго символизировало открытие горизонта и восхода солнца. Ишед было деревом жизни, на листьях которого бог Тот и богиня письма Сешат записывали годы правления здравствующего фараона, помещая его таким образом под свою защиту.

41. Слово miw «таков» есть омоним слова miw — «кот». Это один из обычных для Египта примеров использования игры слов для объяснения этимологии того или иного имени или названия.

42. Геб - бог земли. Сын Шу и Тефнут, Геб поссорился со своей супругой Нут (небо) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей (звезды), а затем вновь рожала их. Тогда Шу (воздух) разъединил их. Геб остался внизу, а Нут раскинулась над ним, касаясь его только пальцами рук и ног. Изображался в виде человека в короне Нижнего или Верхнего Египта.

43. Нефертум - бог растительности, сын Птаха и богини войны Сахмет. Изображался в виде юноши в головном уборе в форме цветка лотоса, из которого поднимаются два пера.

44. Сопед (Сопду) — бог в образе сокола, охранявший восточную границу Египта и боровшийся с его врагами.

45. Нехебкау - бог времени и плодородия, податель пищи, помощник Ра. Почитался в образе змея.

46. По представлениям египтян у человека было два сердца: сердце-иб и сердце-хат.

47. Хепри — бог утреннего солнца. Вместе с Ра и Атумом образовывал единое солнечное божество Хепри-Ра-Атум. Почитался в образе жука-скарабея.

48. Сероволосые — скорее всего, павианы, которые, как считали египтяне, по утрам пением приветствовали восходящее солнце и молитвенно простирали к нему руки.

49. Уаджит - богиня-хранительница фараона. В облике огненной кобры она помещалась на челе Ра (и фараона) и испепеляла его врагов.

50. Т. е. они были сожжены.

51. Пер-Ур — «Большой Дом», древнее святилище Верхнего Египта, был его символом.

52. Пер-Ну —- «Дом Огня», архаическое святилище и символ Нижнего Египта.

53. Имеются в виду обличительные свидетельства сердца о дурных делах покойного, совершенных им при жизни.

54. Имеется в виду изваяние бога Тота — покровителя Гермополя. Судя по некоторым представлениям, Тот являлся автором Книги Мертвых.

55. Менкаура (Микерин в греческой передаче этого имени) — четвертый фараон IV династии (ок. 2490—2471 гг. до н. э.), строитель третьей великой пирамиды в Гизе.

56. Кто такой «пожиратель осла», в тексте не говорится, но на виньетке к этой главе мы видим покойного, пронзающего копьем огромного змея, хватающего за спину осла.

57. Великий Гоготун по некоторым представлениям — первоптица, положившая на возникший из водного хаоса холм яйцо, из которого родился бог-солнце.

58. Дословно: «ляпис-лазурные», «синие» — видимо, духи, обитающие в небесах.

59. Бабаи — сподвижник Сэтха, демон мрака.

60. Т. е. Осириса, который, после всего, пережитого им, стал величаться также Великим Утомленным и Утомленным Сердцем.

61. Сокар — бог плодородия и покровитель мертвых. «Обитал» в Саккаре, где находился мемфисский некрополь, и носил титул «Сокар из Ра-Сетау». Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар) и Осирисом (Сокар-Осирис), а позднее — с ними обоими (Птах-Сокар-Осирис). Изображался в виде сокола, а как Сокар-Осирис — в облике стоящей мумии с головой сокола.

62. Защитный амулет, «кровь Исиды». Напоминает по форме знаменитый знак жизни «анх» — крест с петлей наверху, только с опущенными ветвями. Тит воспринимается как существо женского рода.

63. Т. е. Хора и Сэтха.

64. Т. е. Ра.

65. Т. е. над золотым амулетом, изображающим «душу» — Ба.

66. Т. е. для Атума.

67. Т. е. Ра-Атума.

68. Древнеегипетский локоть — приблизительно 52 см.

69. Хорахти — одна из ипостасей Хора («Хор двух горизонтов»).

70. Козленок Хурерти — сын богини Хери.

71. Т. е. Венера.

72. Т. е. Осирисом.

73. Жрец сэм — участвовал в погребальном ритуале, облачался в шкуру леопарда, окуривал мумию благовониями.

74. Корона Атеф — корона Осириса, напоминающая Белую корону фараона, но с двумя высокими перьями по бокам.

75. Собек — бог-крокодил.

76. Черная страна — Египет с его плодородной почвой, в отличие от Красной страны — пустыни.

77. Палетка и сосуд с водой — принадлежности писца. На палетке (обычно деревянной дощечке) хранились сухие краски, которые набирались на смоченную водой камышовую кисточку.

78. «Продолжиться» — оставить после себя владение и детей-наследников.

79. Селкет — богиня-скорпион.

80. Т. е. Великий Бог.

Источник: Вопросы истории, 1994, № 8-9.
Категория: Религия | Добавил: Angel (23.09.2011) | Автор: Чегодаев М.А.
Просмотров: 3831 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Marin  
0
Спасибо огромное! smile smile smile biggrin

1 Carmilla  
1
Спасибо, достаточно интересно было прочесть перевод, не смотря на то, что текст не очень удобочитаемый. Теперь буду осваивать"Ам-Дуат".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Афиша
26/08 | 19:00 | BAT INVASION @ HXGN | enter:free СПБ
Статистика

проверить сайт
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новые материалы
Галерея:
[13.12.2022] [Gothic Girls]

Видео:
[23.08.2017] [Документальное]

Статьи:
Законы Тьмы.
[21.01.2019] [Оккультизм]

Форум:
Я здесь...
[31.03.2023]

Файлы:
Gothic Love. История о признающих только черный цвет
[25.08.2017]
Друзья сайта
Поиск



Поддержка: