Замечательной чертой храмового (а также светского) строительства в Индии является то, что все индуистские храмы возводились по одному и тому же «строительному плану», который назывался Vāstu-purusa-mandala. Это слово толкуется следующим образом: «мандала» означает «план, схема, ритуальная диаграмма»; Пуруша — это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало, наполнение и суть всего (см. гимн в его честь в «Ригведе», X, 90); «васту» означает «место, вместилище». Таким образом, «Васту-пуруша-мандала» — не что иное, как «диаграмма местопребывания Пуруши», или план Космоса, воплощаемый на земле в виде храма, или образ Пуруши, его подобие. Итак, форма любого индуистского храма, его смысл и значение определяются этим планом-космограммой, регулируются им (существовали и другие виды мандал. Но это — символический план, а не план реального храма и не план местности, где он строился. Архитектор (стхапати), строивший храм, должен был обладать, кроме архитектурной техники, знаниями всей философско-религиозной традиции, воплощаемой в создании мандалы: ведь строительство храмов в очень большой степени было связано с наблюдениями за небесными светилами, астрологией и астрономией, со сложными ритуалами («Манусамхита», VII, 47-48). Каждое движение при натягивании шнура и черчении линий мандалы на месте будущего храма было ритуальным и космически значимым. Вот почему это искусство рано нашло свое отражение в ведической литературе. В частности, традиционной архитектуре были посвящены специальные пособия — Vāstu-śāstras.
Камень Мандала. Индия. __________________________________________________________________________________ Мандала (в переводе с древнеиндийского "круг") - геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма. Элемент ее построения - круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. Соответствует фигурам, заключенным в круг (или квадрат), таким как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Графема, вызывающая определенные ментальные состояния, способствующие достижению состояния созерцания и концентрации. Согласно этимологии слова, мандала связывается с символикой круга, колеса. Это образ, или карта, мира, средоточие космических сил, пространство, отмеченное присутствием божества. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, средство достижения особого психического состояния. Ментальный образ, который может быть выстроен в воображении, в виде ритуальной геометрической диаграммы, содержащей в себе визуальное выражение определенных пророческих свойств или магии. 1) Тибет. Молитвенная мандала. 2) Египет. Мандала смерти Сета. 3) Индия. Мандала Джайна. 4) Кельтика. Мандала защиты воинов. В мандале создается фокус для глубокой медитации. Включает в себя не изображаемый визуально центр. Он полагается через концентрацию фигур и является визуализацией препятствий на пути постижения Центра. Мандала содержит диаграмму священного искусства. В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению. Ее основные составляющие - уравновешенные и концентрические геометрические фигуры. Синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Может рисоваться и чертиться. Также строится из песка или изображается на земле. Служит ритуальным - ступень за ступенью - объектом продвижения к внутреннему центру. Связана с идеей Центра. Задается целью, аналогичной цели алхимиков - помогает перегруппировать все, что рассеяно вокруг оси. Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт. Образ и синтез двух пар оппозиций: внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения, По своей природе должна преодолевать беспорядок. Это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединению с первоначальным центром. Во время движения к центру мандалы человек проходит путь эволюции от биологических форм (сферы материального) к формам геометрическим - абстрактным, духовным; этот путь в символической форме представляет всю драму разъединения и повторного соединения и отражает стремление к воссоединению с изначальным, внепространственным и вневременным центром. Сущность этого символа состоит именно в том, чтобы зафиксировать дуальность дифференциации и интеграции, многообразия и единства, внешнего и внутреннего, рассеяния и концентрации и синтезировать их. Мандала преодолевает неупорядоченное и относительное и утверждает порядок и абсолют. Она характеризуется ориентацией на центр; последний не изображается графически, но задается посредством концентрации фигур. Существует множество разновидностей мандалы, каждая из которых считается не похожей на другие и отражающей ментальное состояние ее творца. В Китае, Тибете и Японии выделяются два вида мандал, символизирующие различные аспекты бытия: гарбха-дхату ("утробный мир"), мир инволюции, в котором развитие происходит от единого к множественному; ваджра-дхату ("алмазный мир"), мир эволюции, в котором развитие происходит от множественного к единому. 1) Мандала. Китай. 2) Мандала - символ божественного мира. Тибет. 3) Мандала. Япония.
Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, - круг, квадрат, треугольник. Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира и стороны света) и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем - символизирующих единение двух начал). Высшие элементы мандалы изображаются ближайшими к центру. Таким образом, внутренний круг внутри квадрата является более сакральным, чем сам квадрат. Важную роль играют также числовые элементы мандал, упорядоченные по определенному параметру и отождествленные с фундаментальными идеями и объектами; посредством этого обеспечиваются дополнительные коннотации. Основными числами являются 12 (звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикла), 6 (разряды обитаемого мира), 4 (пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонажи). Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4, первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе - периферическое и внешнее. 1) Космическая мандала. 2) Ассирийская мандала. 3) Мандала дриад. 4) Мандала змей. 1 2 3 4 Один из вариантов мандалы - так называемая шричакра ("Колесо Шри", то есть шакти бога). Она содержит изображения девяти пересекающихся друг с другом равнобедренных треугольников разного размера и цвета; четыре из них изображены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало; пять - вершинами вниз, символизируют Шакти, женское начало. В середине располагается фокус энергии, бинду, - невидимый центр, из которого исходит, разворачивается изображение (то есть космос в целом). Треугольники обрамлены двумя окружностями, образованными, соответственно, 8 и 16 лепестками лотоса, символа созидания и жизненной силы. Внешний круг имеет четыре отверстия, которые символизируют стороны света. Мандала наделяется функциями ограничения сакрального пространства и защиты его от дезинтегрирующих сил. Это геометрическая проекция вселенной, в ее пространственном и временном аспекте; а также средство достижения глубин подсознания в ходе ритуала или медитации. Она служит выражению космического ритма и объединению микрокосма и макрокосма. Адепт в ходе медитации либо ритуала помещает себя в центр мандалы и ожидает нисхождения божества, которое явится на его призыв, таким образом он отождествляет себя с силами, управляющими космическими процессами. Ожидаемое явление божества с небес придает мандале дополнительное вертикальное измерение и сближает ее с образами мировой оси. Некоторые буддийские храмы (например, Боробудур) построены в форме мандалы и разделяют ее ритуальную функцию, связанную с обретением центра (аналогичным образом рассматривается продвижение по лабиринту). Мандала Шри. Храм Боробудур Аналогичные мандале структуры могут быть найдены и в других традициях; любой объект, задающий модель мира и могущий быть использованным при медитации, выступает как мандала. Таковы различные мегалитические комплексы, в том числе Стоунхендж, Аркаим (как и прочие города "страны городов" на Урале), ритуальные сооружения, лабиринты, шаманские бубны, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема вселенной. Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы и используют космическую и психологическую символику элементов, геометрических фигур и чисел.
__________________________________________________________________________________ Мандалы религиозной и эзотерической символики 1 2 3 1) Мандала Уроборос. Мандала отношения людей к космическому миропорядку. Во внешнем круге расположен дракон Уроборос (Ouroboros) заглатывающий собственный хвост как символ вечного круговорота мира.
2) Мандала Зодиак. Мандала астрологических знаков. В центре - человек, как микромир во вселенной. В первом круге - графические символы знаков зодиака, во внешнем круге - знаки зодиака. 3) Мандала Чакра. Религиозная графема Джайна из Раджистана (Индия). Диаграмма представляет восемь лепестков лотоса, символизирующих этапы пути к высшему постижению смысла жизни, которое достигается в центре мандалы. Мандалы Символы Энергии
45 6 1) Мандала Энергетическая. Во внешнем круге показаны небеса, которые держатся на четырех столпах. Внутренний круг представляет зарождение жизни из космического центра. Молнии символизируют энергию небес, дарующую жизнь и изобилие. 2) Мандала Четыре элемента. Символ четырех элементов и проникновения их друг друга. Структура мандалы это символика ступ (древних буддийских храмов). Площадь представляет землю, круг - воду, треугольник - огонь, полукруг - воздух. 3) Мандала Космическая. Космическая мандала. Символизирует представление семи сфер гептады (в виде кругов и эллипсов) и их взаимодействие. 4) Мандала Первоэлементы. Мандала - символ первоэлемента, строения атома. Сплетающиеся круги мандалы являются представлением о непостижимом лабиринтообразном строении атома. 5) Мандала Магическая энергия. Мандала - символ единения внутренних и внешних миров в космический абсолют. В основе - магический ключ (три сердца, сформированные тремя змеями), как символ объединения мужского и женского начал. Справа и слева символы роста и убывания луны, воплощающие представления о жизни и смерти. 6) Мандала Энергия единения. Мандала единения и эволюции. Связана с символами Солнца (планета), павлина (животное), алмаза (камень), льва (знак зодиака) и развития (растение). Существуют Мандалы - графемы дракона, графемы водоворота, графемы эльфов, индейские племена Мезоамерики, древние Кельтика и Скандинавия, Австралия, Полинезия, Лемурия, Двуречье, Египет, Индия, Персия... Это большая и интересная тема. |