Цитаты 1. «Глубочайшим источником философии человека, источником, который формирует и питает ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит, что с их помощью достигнет чего-то значительного, тогда он усвоит взгляды на жизнь и на мир, которые будут гармонировать с его верой. Отсутствие веры породит соответствующие воззрения» (с) Макса Отто. 2. «Подчиняясь жадному своему влечению, желая увидеть великое множество форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился пред ней пораженный. Я наклонился вперед, что бы разглядеть, что происходит там, в глубине, но великая темнота мешала мне. Так пробыл я некоторое время. Внезапно во мне пробудились два чувства: страх и желание; страх перед темной и грозной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-нибудь чудесного в ее глубине» (с) Леонардо да Винчи «Трактат о живописи». 3. «Невротик, который пытается ускользнуть от необходимости жить, ничего не выигрывает, а только обременяет себя ношей постоянного предвкушения старения и умирания, которые должны быть особенно жестокими из-за полной пустоты и бессмысленности его жизни. Если для либидо невозможно стремится и двигаться вперед, вести жизнь, которая с готовностью примет любые опасности и даже смерть и гниение на завершающем этапе, то оно устремляется в свои собственные глубины, постоянно спускаясь к старым представлениям о бессмертии всего живущего, к прежнему стремлению к возрождению» (с) Карл Густав Юнг «Символы трансформации». 4. «Герой в качестве фигуры анимуса действует замещающим образом вместо сознательного индивида; делает то, что мог бы, хотел бы делать сам субъект, но не делает» (с) Карл Густав Юнг «Символы трансформации». Инверсия экзистенциального страха Отрывок Леонардо да Винчи из «Трактата о живописи» (вторая цитата) описывает очень красочно то чувство, которое обычно испытывает человек столкнувшийся с противоречием между двумя чувствами – страхом и любопытством. Но почему человек вместо того, что бы боятся необычного и пугающего, страхов возникающих из непознаваемости и конечности человеческой жизни, ставит себя на место этих страхов в виде неких фантазий и героев (смотреть четвертую цитату), мыслит себя источником человеческих страхов или представляет возможность владения этим источником. Почему, выражаясь аналогиями, человек вместо страха перед темной пещерой (возвращаясь к цитате да Винчи), чувствует там себя как дома, и смотрит на боящихся ее людей с лукавой насмешкой, не эта ли знаменитая улыбка Джоконды, которую автор знаменитой картины адресовал всем смотрящим на нею людям. Возможно причина кроется в безверии в человечество (смотреть 1-ую цитату) и далеких, но глубоко отпечатавшихся в памяти, переживаний исполинской трудности задачи хоть как то изменить окружающий мир, кажущейся бессмысленности (смотреть 3-ью цитату) этой задачи, взваленной на хрупкие плечи одинокого человека. Что остается тогда человеку не видящему никакой перспективы и места в будущем для себя – в отчаянии он бросается в неизвестность, к тому чего боится любой, он ищет поддержки в знаках и образах людских страхов. И вот настает момент, когда человек выходит из этого «внутреннего отшельничества» по столь пугающим глубинам, которые уже не в состоянии испугать человека. Препятствия ранее казавшиеся не преодолимыми, предстают надуманной пустышкой, для которой есть творческое и ловкое решение, цели ранее казавшиеся желанными, обнаруживают свое глупое тщеславие или содержание общечеловеческих предрассудков и самообмана. Человек, ранее представлявший в своем воображении неких пугающих героев, прощается с этими сказками, но сам от части становится таковым, смотрящим с усмешкой на бессилие людей пред ужасом неопределенности, темноты и небытия. Может это громко сказано – но как еще выразить мои мысли, если не так? P.S. Данные мысли приурочены к прошлой статье «Готическая культура и экзистенциальные страхи» |