Неоготика небоскребов или Вулвортская готика Вулвортская готика - ироничное наименование стилизаторской тенденции в архитектуре США начала XX в. Построено в 1911-1913 гг. по проекту архитектора К. Гилберта. В силуэте небоскреба можно видеть элементы, напоминающие европейскую Готику. Архитектура «Вулворта» ознаменовала временный отход от принципов конструктивизма чикагской школы и возвращение облику престижных нью-йоркских зданий - стилизаций «под роскошные исторические стили». Новая волна увлечения «готикой» в архитектуре американских небоскребов наблюдалась в 1980-х гг. Woolworth Building Первым небоскребом, наиболее полно соответствующим сегодняшнему пониманию данного термина, считается Вулворт-билдинг (Woolworth Building) в Нью-Йорке. Здание Вулворт-билдинг было построено в неоготическом стиле архитектором Кассом Гилбертом, которого нанял Фрэнк Вулворт в 1910 году, чтобы спроектировать новые штаб-квартиры на Бродвее между Park Place и Barclay Street в Нижнем Манхэттене напротив здания городского совета. Имеет фронтально-центральную башню и множество шпилей по периметру. Первоначально здание планировали сделать 190,5 м в высоту, но, согласно местным законам, его в итоге подняли до 241 метра. Строительство обошлось в 13 500 000 долларов, и Вулворт выплатил эту сумму наличными. В итоге здание Вулворт-билдинг превысило по высоте бывшее на то время самым высоким здание страховой компании Метрополитан Лайф Тауэр; здание было открыто 24 апреля 1913 года. На церемонии открытия Реверенд С. Паркс Кадман назвал здание Собором торговли из-за его великолепия и схожести с европейскими готическими соборами. Здание оставалось самым высоким в мире до строительства Трамп-билдинг и Крайслер-билдинг (Chrysler Building) в 1930 году; обзорная площадка на 58 этаже привлекала посетителей до 1945 года. Башня здания, выходящая главным входом на Бродвей, возвышается на основании из блоков с узким внутренним двориком для света. Внешние украшения были сделаны из архитектурных терракотовых известняковых панелей. Удачно распланированные колонны идут – без прерывающих их карнизов – прямо до пирамидной вершины и придают зданию его «прямоту». Готические акценты сконцентрированы в самой высокой точке и выполнены в крупном масштабе, так что их можно увидеть с улицы в нескольких сотнях метров внизу. В украшенном крестовидном вестибюле есть сводчатый потолок, мозаичные и скульптурные карикатуры на Гилберта и Вулворта. Также в здании сохранен личный кабинет Вулворта из мрамора в стиле французского ампира. Инженеры Гунвальд Аус и Корт Берле спроектировали стальную раму, поддерживаемую на массивных кессонах, проходящих до основания. Новыми в здании стали высокоскоростные лифты, и скоростная «доставка» от лифта к офису принесла зданию немалый доход. В здании находились офисы банка Ирвинг Траст (Irving Trust) и звукозаписывающая студия компании Коламбия Рекордз (Columbia Records). Обожаемый объект для съемок у режиссеров фильмов ужасов. Tribune Tower Небоскреб Chicago Tribune Tower, построенный в готическом стиле по международному конкурсному проекту в 1920-х годах, в котором размещаются редакции чикагских газет, можно увидеть сразу за Michigan-avenue Bridge, где раскинулся самый богатый район города. Работа строительных бригад строивших эти небоскребы выглядела так: Проектировать стальные балки, торговаться с поставщиками о лучшей цене, подвозить их на строительную площадку, и совсем иная, настоящая работа наступает, когда балки нужно поднимять на высоту. Опасная и, часто смертельная работа. Ее нужно выполнять, стоя на шатком дощатом помосте, наброшенном на стальные швеллера на отметке 100, 200, 300метров. И самое страшное – рабочие не видят балку, которую они поднимают. Кран-деррик, одиночная стрела на шарнире, закреплен на балке 25 этажа. Его погрузочная бригада – на 26м. Оператор крана – возле лебедки на 10 уровне. Он управляет краном по сигналу колокола, который заглушают десятки пневматических клепальных молотов. Удар – включил мотор. Удар – выключил. Он не видит ни машину, что привезла балку, ни самой балки, ни товарищей по бригаде. Бригада, монтирует балку, фиксируя ее болтами. Начальник бригады руководит оператором стрелы крана, доставляющей груз в точку назначения, и его подмастерьем, подающим колоколом сигнал оператору лебедки. Требуется совместить отверстия под клепку с точностью до 1/10 дюйма. Человек, управляющий лебедкой – шестнадцатью этажами ниже. Двое монтажников, в нужный момент, соединяют раскачивающийся на ветру швеллер огромными болтами и гайками. Смертники. Эти двое погибают чаще всех других. Остается отцентровать деталь строго по вертикали и горизонтали и заклепать ее. На момент монтажа, клепальщики – самые знаменитые люди Небоскрёба – работают тремя этажами ниже. Почему не бывает строек без крови? Клепальщик в строительстве небоскреба – это не одиночка, это звено из 4-х работников – «повара», «вратаря», «упора» и «стрелка». Клепальщики нанимаются и увольняются четверками. Если один не вышел на работу, трое оставшихся- к работе не допускаются. Люди в звене приходят, уходят, погибают – звено остается. Есть звенья, делающие за день 525 клепок, есть звенья, делающие 250. Разница – в координации движений четверки. Строительство небоскреба, звено клепальщиков На фотографиях – звено Игла, ветераны Уолл-Стрит,40, лучшие в городе. Основатель бригады- Игл (фото 1 – «повар»), происходит из Балтимора. Злые языки утверждали, что вообще-то Игл человек не бедный, работа для него была опасным спортом. Есть мифы и о братьях Бауэрс (фото 3 – «стрелок» и 4 – «упор»). И только о вратаре (фото 2) ничего неизвестно. Процесс клепки с виду прост. Заклепки к месту работы подносит подмастерье – мальчишка, который, если выживет, может стать одним из четверки. На дощатом помосте, наброшенном на голые балки (не всегда склепанные), стоит печурка на угле, в которой «повар» подогревает заклепки. Когда требуется очередная заклепка, «повар» (термист) мехами поддает жару в топку, заклепки быстро разогреваются до каления. Надо знать, когда прекратить нагрев, так как перекаленные заклепки будут проворачиваться в креплении – работу придется переделывать. Когда заклепка прогрелась, «повар» поворачивается лицом к «вратарю», который может быть в восьмидесяти футах от него – выше или ниже. О том, чтобы поднести заклепку, не может быть и речи – надо ее бросить. Молча, лишь убедившись, что «вратарь» тоже смотрит на него и готов принять бросок. Щипцами. Мягко. Но если между печуркой и «вратарем» уже собранные поточные балки – надо попасть в просвет между ними, то есть кидать и точно, и с большой силой. «Вратарь» ловит заклепку обычной жестяной банкой – лучшего пока не придумали. Он стоит в самом неудобном месте – на узком дощатом помосте рядом с местом клепки. Или на голой балке. Его цель – поймать летящую полуторафунтовую железку, раскаленную докрасна. Шаг влево или вправо – смерть. Не пойманная болванка, падающая вниз – смерть случайному прохожему. В это время «стрелок» и «упор» подготовили посадочное отверстие – совместив, если нужно, тяжелые балки пневматическим молотом. «Вратарь», поймав заклепку, вынимает ее щипцами из банки, сбивает окалину и загоняет в отверстие. «Упор» упирается в шляпку заклепки всем телом через массивный стальной стержень. При работе на внешних колоннах он нередко висит над улицей. «Стрелок» поднимает пневматический молот и расклепывает заклепку с обратной стороны (50-60 секунд). Это самая тяжелая физически работа. Обычно, «вратари» и «упоры» время от времени подменяют «стрелка». Вес молота (35 фунтов) – еще одна, косвенная, причина смертей. Наконечник молота удерживается тяжелой скобой. Рабочие ее снимают, заменяя легкой проволокой – но когда она ломается, либо «стрелок», либо «вратарь», либо оба они гибнут. Послесловие Отдадим дань уважения строителям и архитекторам сих высотных сооружений.
Источник: http://www.creativesearch.ru/neboskreby-istoriya-i-texnologii |