Имя: Фридрих Вильгельм Ницше
Годы жизни: Родился - 15 октября 1844, умер - 25 августа 1900 "Ты должен сжечь себя в своем собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел!"
Направление: Философия, в какой-то мере психология... Хотя правы те профессиональные философы, которые пожимают плечами, или разводят руками, или делают еще что-то в этом роде при словосочетании "философия Ницше". Он совсем не философ в приемлемом для них смысле слова. Кто же он? Говорят: он - философ-поэт, или просто поэт, или философствующий эссеист, или лирик познания, или еще что-то! Пытаются даже систематизировать его труды по периодам: романтико-пессимистический (от "Рождения трагедии" до «Человеческого, слишком человеческого»), скептико-позитивистический (до - отчасти - "Веселой науки" и "Так говорил Заратустра") и, наконец, собственно "ницшеанский" (последние произведения).
"Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя."
Биография:
Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия) в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813 - 1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.
В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.
"Ни один победитель не верит в случайность."
Так кто же такой Фридрих Ницше?
Ответить на этот вопрос совсем не просто. Фридрих Ницше известен широкому кругу, как чудак и женоненавистник. Его заявление, что "бог умер", вызвало неоднозначную реакцию со стороны философов, литературных критиков и других деятелей того времени. Взамен Ницше предложил общесту "сверхчеловека". Именно это и сформировало очень распространённое мнение, что Ницше способствовал становлению идеологии национал-социализма. Так ли это?
На самом деле всё не так просто, как кажется на первый взляд. Фридрих Ницше был личностью незаурядной и противоречивой. На протяжении всей своей жизни он неоднократно пересматривал свои симпатии и антипатии. Будучи личностью многоликой и разнообразной, он и до сих пор, для многих, остаётся загадочным и непонятным мыслителем. Мыслить, для Ницше являлось страстью, как для многих других людей самоощущение и самоосязание.
"Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь."
Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался в психиатрической лечебнице в Веймаре.
"Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии... нисколько не доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idee-fixe (неотвязной мысли), нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи."