Таки решил заглянуть
Вообще-то представление ещё не начиналось.
Но так, в режиме общего экскурса:
Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).
В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике.
Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы
Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы.
Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.
Содержание
* 1 Отличия антиутопии от утопии
* 2 Известные антиутопии
o 2.1 Книги
o 2.2 Фильмы
o 2.3 Компьютерные игры
o 2.4 Аниме
* 3 Литература по теме
* 4 Примечания
* 5 Ссылки
* 6 Cм. также
Отличия антиутопии от утопии
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.
Татьяна Толстая: Кысь
— Свобода… вроде собраний?
— Покажи-ка. Вроде так… Ну да. Значит, чтоб когда соберутся, чтоб свободно было. А то набьется дюжина в одну горницу, накурят, потом голова болит, и работники с них плохие. Пиши: больше троих не собираться.
Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.
Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, так же как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно. На 10 лет позже с ним солидаризировался крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.
Известные антиутопии
Книги
* Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера»
* Жюль Верн, «Пятьсот миллионов бегумы»
* Игнатиус Доннелли, «Колонна Цезаря»
* Герберт Уэллс, «Машина Времени»
* Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся»
* Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро»
* Герберт Франке, «Игрек минус»
* Джордж Оруэлл, «1984»
* Джордж Оруэлл, «Скотный двор»
* Олдос Хаксли, «О дивный новый мир!»
* Джек Лондон, «Железная пята»
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно»
* Станислав Лем, «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»
* Уильям Голдинг, «Повелитель мух»
* Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
* Рэй Бредбери, «451 градус по Фаренгейту»
* Курт Воннегут, «Утопия 14» («Механическое пианино»)
* Филип К. Дик, «Свихнувшееся время», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
* Рэй Нелсон, «Восемь часов по утру»
* Кристофер Прист, «Опрокинутый мир»
* Саймак, Клиффорд, «Зачем их звать обратно с небес»
* Айра Левин, «Этот идеальный день»
* Джон Бойд, «Последний звездолет с Земли»
* Роберт Шекли, «Цивилизация статуса» (1960), Билет на планету Транай
* Гарри Гаррисон, «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» (1966)
* Валерий Брюсов, «Республика Южного Креста»
* Иван Ефремов, «Час Быка»
* Евгений Замятин, «Мы»
* Александр Зиновьев, «Глобальный человейник»
* Андрей Платонов, «Чевенгур»
* Абрам Терц, «Любимов»
* Юлий Даниэль, «Говорит Москва»
* Владимир Войнович, «Москва 2042»
* Кир Булычёв, «Любимец», «Перпендикулярный мир»
* Сергей Лукьяненко, «Тринадцатый город»
* Татьяна Толстая, «Кысь»
* Вячеслав Рыбаков, «На будущий год в Москве»
* Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери»
* Братья Стругацкие, «Обитаемый остров», «Хищные вещи века»
* Урсула Ле Гуин, «Обделённые»
* Лао Шэ, «Записки о кошачьем городе»
* Валерий Большаков «Другие правила»
* Косюн Таками, «Королевская битва»
* Владимир Леонидович Кузьменко, «Древо жизни». (1987)
* Дмитрий Глуховский, "Метро 2033". (2007)
Фильмы
* Метрополис (англ. Metropolis) — режиссёр Фриц Ланг (1927)
* 1984 (англ. Nineteen Eighty-Four) — режиссёр Майкл Рэдфорд (англ. Michael Radford) (1984)
* Новые амазонки (польск. Seksmisja) (1984)
* Бразилия (англ. Brazil) — режиссёр Терри Гиллиам (1985)
* Кин-дза-дза! — режиссёр Данелия, Георгий Николаевич (1986)
* Бегущий человек (англ. The Running Man) (1987)
* Они живут (англ. They Live) — режиссёр Джон Карпентер (1988)
* Крепость (англ. Fortress) (1992)
* Харрисон Бержерон (англ. Harrison Bergeron) (1994)
* Судья Дредд (англ. Judge Dredd) (1995)
* Город потерянных детей (англ. The City of Lost Children) (1995)
* 12 обезьян — режиссёр Терри Гиллиам (1995)
* Гаттака (англ. Gattaca) (1997)
* Темный город (англ. Dark City) — режиссёр Алекс Прояс (1998)
* Шоу Трумена (англ. The Truman Show) — режиссёр Уир, Питер (1998)
* Матрица (англ. The Matrix) — режиссёры Энди и Ларри Вачовски (1999).
* Эквилибриум (англ. Equilibrium) — режиссёр Курт Виммер (2002)
* Особое мнение (англ. Minority Report) — режиссёр Стивен Спилберг по одноимённому рассказу Филипа К. Дика (2002)
* Код 46 (англ. Code 46) — режиссёр Майкл Уинтерботтом (2003)
* Окончательный монтаж (англ. The Final Cut) — про цензора, правящего человеческую память, и обнаружившего, что его память тоже подправили (2004)
* FAQ: Часто задаваемые вопросы (англ. FAQ: Frequently Asked Questions) — режиссёр Карлоc Aтанес (2004)
* Остров (2005)
* Эон Флакс (2005)
* V — значит вендетта (англ. V for Vendetta) — режиссёр Джеймс Мактиг (2006)
* Дитя человеческое (англ. Children of Men) — режиссёр Альфонсо Куарон (2006)
* Явление (англ. The Happening) — режиссёр Найт Шьямалан
Компьютерные игры
* Mirror's Edge
* Half-Life 2 (2004)
* The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey
* Bioshock
* Beyond Good and Evil
* Deus Ex
* Devastation
* Fallout 2(Город-убежище)
* Власть закона
Аниме
* Aeon Flux
* Akira
* Jin Roh
* Ghost in the Shell
* Wonderful Days
* Gunnm
* Ergo Proxy
* Darkside Blues
Литература по теме
* Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. — М., 1993. — 199 с.
* Чанцев А. Фабрика антиутопий: Дистопический дискурс в российской литературе середины 2000-х // НЛО, 2007, № 86.
* M. Keith Booker. Dystopian Literature (Greenwood Press, 1994; ISBN 0-313-29115-2)
Примечания
1. Андрей Ланьков «Выходцы из КНДР в Южной Корее: проблемы и перспективы» со ссылкой на "Подробный обзор истории южнокорейской законодательной практики по этому вопросу см.: Со Тонъ-ик. «Тхальбук квисунтонъпхо оттокхе чхорихаёя хана (Как следует принимать бежавших с Севера соотечественников)?». – «Пухан», 1996, №5, сс.50-57."
2. См. предисловие Э. Геворкяна «Чем вымощена дорога в рай?» к сборнику «Антиутопии XX века», М, 1989:
Теоретические споры о границах жанра ведутся давно. Терминологические разногласия в итоге утряслись, и сейчас наметились три градации: утопия — то есть идеально хорошее общество, дистопия — «идеально» плохое и антиутопия — находящееся где-то посередине.
3. Dystopia is often referred to as anti-utopia, as it is the exact opposite of a utopian society which is an ideal life. Although some say anti-utopia and dystopia are two separate terms. The difference being that dystopia is a completely horrible state that makes no pretences of being a good life, whereas anti-utopia is one that is almost utopian except for one big flaw.
4. A 'Future Trace' on Dataveillance: The Anti-Utopian and Cyberpunk Literary Genres http://www.anu.edu.au/people/Roger.Clarke/...AntiUtopia.html Roger ClarkeThe terms 'anti-utopia' and 'dystopia' are of more recent origin, and appear to be synonyms. Remarkably, neither yet appears in the Macquarie Dictionary or the Britannica, although the Britannica entry on 'utopia' does include this useful paragraph: «In the 20th century, when the possibility of a planned society became too imminent, a number of bitterly anti-utopian, or dystopian, novels appeared. Among these are The Iron Heel (1907) by Jack London, My (1924 ; We, 1925) by Yevgeny Zamyatin, Brave New World (1932) by Aldous Huxley, and Nineteen Eighty-four (1949) by George Orwell. The Story of Utopias (1922) by Lewis Mumford is an excellent survey». I haven’t yet run to ground when the prefixes 'anti' (against, opposed to) and 'dys' (hard, bad or unlucky, as in dysfunctional) were first added. They are used to describe a category of literature, and the worlds that they portray, which are the opposite of ideal — at least from the perspective of a humanist. My associations for the word 'anti-utopian' are clearly with George Orwell’s '1984', published in 1948. My guess would be that some literary critic (one of the Waughs, perhaps?) invented it when reviewing that book. It is possible, however, that it was first used in respect of the earlier novels Zamyatin’s 'We' (1922) or Huxley’s 'Brave New World' (1932). As regards 'dystopia', my memory (based on a distant acquaintance with literature and lit. crit. works dating back to the late 1960s) is that it was invented by some much later literary critic, perhaps about 1970.
5. Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л., 1967. — С. 440—471.
Победоносное наступление коммунистической идеологии, овладевающей умами широких масс, утверждение и успехи социалистического строя неотвратимо порождают соответствующую реакцию со стороны идеологов старого мира. Антиутопия и есть одна из форм этой реакции против социалистических идей и социализма как общественной системы. Злобные, пасквилянтские фантастические романы, направленные своим острием против марксизма и первого в мире социалистического государства, получают все большее распространение по мере углубления кризиса и загнивания мирового капитализма. … Чем же все-таки отличается роман-предупреждение от антиутопии? На наш взгляд тем, что если в антиутопии коммунистическому и социалистическому будущему противопоставлены реакционные общественные идеи и в конечном счете — status quo, то в романе-предупреждении мы имеем дело с честными попытками указать, какие беды и опасности, препятствия и трудности могут встретиться в дальнейшем на пути человечества.
6. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? — М.: Худож. лит-ра, 1974. ГЛАВА IX. ФАНТАСТИКА, УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ.
7. Шахназаров Г. Куда идет человечество: (Критич. очерки немарксист. концепций будущего). М.: Мысль, 1985. (Гл. 1. О. Хаксли и Д. Оруэлл: кошмары тоталитаризма. 10-32).
Ссылки
Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии — Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/198244.html.
Ланин Б. Антиутопия в литературе русского зарубежья. — Режим доступа: http://netrover.narod.ru/lit3wave/1_5.htm.
Cм. также
* Социальная фантастика
* Утопия
* Практопия
* Постапокалиптика
* Киберпанк